С 1 января 2013г. законом №5518-VI от 6.12.2012г. устанавливается административная ответственность за нарушение проведения наличных расчетов с использованием электронных платежных средств.
Предпринимательство в Украине
6 декабря 2012г. Верховная Рада Украины приняла закон №5518-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов", который вступает в силу с 1 января 2013 года за исключением его отдельных положений. Законом №5518-VI вносятся изменения в 17 законодательных нормативных актов.
С 1 января 2013г. этим Законом Административный кодекс Украины дополнен ст. 163-15.
"Стаття 163-15. Порушення порядку проведення готівкових розрахунків та розрахунків з використанням електронних платіжних засобів за товари (послуги)
Порушення порядку проведення готівкових розрахунків за товари (послуги), у тому числі перевищення граничних сум розрахунків готівкою, недотримання установлених законодавством вимог щодо забезпечення можливості розрахунків за товари (послуги) з використанням електронних платіжних засобів -
тягне за собою накладення штрафу на фізичну особу - підприємця, посадових осіб юридичної особи від ста до двохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.
Дія, передбачена частиною першою цієї статті, вчинена особою, яку протягом року було піддано адміністративному стягненню за таке ж порушення, -
тягне за собою накладення штрафу від п’ятисот до тисячі неоподатковуваних мінімумів доходів громадян";
Как видим, административный штраф за нарушения проведения наличных расчетов с использованием електронных платежных средств установлен достаточно высоким - от 1700 до 3400 грн.
Законом № 5284-VI вносены изменения в ст.1087 Гражданского кодекса Украины, устанавливая за НБУ право устанавливать предельные суммы расчетов наличными для физических и юридических лиц, а также для физических лиц - предпринимателей.
Кодекс Украины об административных нарушениях дополнен статьями ст. 163-13 "Нарушение порядка приема наличности для дальнейшего ее перевода" и ст. 163-14 "Нарушение порядка осуществления операций с электронными деньгами".
С 31 декабря 2011 года перейти на обязательное принятие платежных средств были обязаны все субъекты торговли, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения 25 000 человек и более. При этом количество платежных терминалов должно составлять не менее 50% количества РРО, а при наличии одного РРО субъект хозяйствования обязан установить как минимум один платежный терминал.
В соответствии с постановлением КМУ от 29.09.2010 г. № 878 не обязаны принимать специальные платежные средства такие субъекты хозяйствования:
– не применяющие регистраторы расчетных операций;
– осуществляющие деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 000 человек;
– предприятия торговли с торговой площадью до 20 м2 (кроме АЗС).
Освобождены от обязательного принятия специальных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) заведения общественного питания закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других военных формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий, а также предприятия торговли с торговой площадью до 20 м2 (кроме автозаправочных станций).
Закон №5518-VI от 6.12.2012г. вносит также изменения в закон Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР «Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», конечные положения которого дополнены таким пунктом:
"З 1 січня 2014 року дозволяється первинна реєстрація лише реєстраторів розрахункових операцій, які створюють контрольну стрічку в електронній формі, та електронних таксометрів, автоматів з продажу товарів (послуг), реєстраторів розрахункових операцій з купівлі-продажу іноземної валюти".
Законом №5518-VI от 6.12.2012г. вносятся изменения в абзац второй и третий пункта 7 статьи 3 закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР «Об использовании регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Эти изменения вступят в силу с 1 июля 2014г., об этом сказано в конечных положениях закона №5518-VI.
Касаются эти изменения того, что субъекты хозяйствования, использующие электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг), РРО для учета покупки-продажи валюты, по проводным или безпроводным каналам связи должны передавать в налоговую государственную службу информацию про объем расчетных операций в наличной и безналичной форме, объеме операций с покупки-продажи валюты.
Ранее, эти два абзаца пункта 7 статьи 3 закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР уже меняли. Последние изменения, которые сейчас действуют внесены законом N 2756-VI ( 2756-17 ) от
02.12.2010 и законом N 3609-VI ( 3609-17 ) от 07.07.2011г.
Сейчас эти два абзаца пункта 7 статьи 3 закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР действуют в такой редакции:
"Суб'єкти господарювання, які використовують реєстратори
розрахункових операцій, що створюють контрольну стрічку в
електронній формі, або електронні контрольно-касові реєстратори,
що створюють контрольну стрічку в друкованому вигляді, повинні
подавати до органів державної податкової служби по дротових або
бездротових каналах зв'язку електронні копії розрахункових
документів і фіскальних звітних чеків, які містяться на
контрольній стрічці в пам'яті реєстраторів розрахункових операцій
або в пам'яті модемів, які до них приєднанні.
Суб'єкти господарювання, які використовують реєстратори
розрахункових операцій, що створюють контрольну стрічку в
друкованому вигляді, за виключенням електронних контрольно-касових
реєстраторів, повинні подавати до органів державної податкової
служби по дротових або бездротових каналах зв'язку інформацію про
обсяг розрахункових операцій, виконаних в готівковій та/або в
безготівковій формі, або про обсяг операцій з купівлі-продажу
іноземної валюти, яка міститься в їх фіскальній пам'яті. "
До 1 января 2013 року выполнение этих требований, установленных
абзацами 2 и 3 пункту 7 статьи 3 этого Закона,
осуществлялась на доборовльных началах субъектами хозяйствования, а с 1 января 2013г. - в обязательном порядке. Эта норма установлена Законом N 4834-VI
( 4834-17 ) от 24.05.2012г.
Как видим, введение электронной отчетности регистраторов расчетных операций потребовало неоднократных изменений несколькими законами.
Напомню также, что абз.13-15 пп.9 п.25 раздела 1 закона N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010г. вступают в силу с 1 июля 2013г., об этом говорит заключительный 2-й раздел этого закона N 2756-VI. Этими абзацами 13-15 пп.9 п.25 вносятся изменения в закон "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг"(№ 265/95-ВР).
Согласно этих изменений к субъектам хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги) через РРО, за неподачу органам государственной налоговой службы в электронном виде отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций, расчетных книг и фискальных отчетных чеков, решениями соответствующих органов государственной налоговой службы могут применяться штрафные санкции в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан - 170 грн.
Цитирую абз.13-15 пп.9 п.25 р.1 закона N 2756-VI ( 2756-17 ) от 02.12.2010г.
"доповнити пунктом 9 такого змісту:
"9) десяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян - в
разі неподання до органів державної податкової служби звітності,
пов'язаної із застосуванням реєстраторів розрахункових операцій,
розрахункових книжок та копій розрахункових документів і
фіскальних звітних чеків з реєстраторів розрахункових операцій по
дротових або бездротових каналах зв'язку, в разі обов'язковості її
подання.
У разі допущення суб'єктом господарювання порушення вимог
абзацу другого пункту 7 статті 3 цього Закону вперше протягом
2012 року - фінансові санкції не застосовуються";
Закон №5518-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего усовершенствования администрирования налогов и сборов" также вносит изменения в Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине", в Закон Украины "О Национальном банке Украины", в Закон Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине", в Закон Украины "О обороте векселев в Украине" , в Закон Украины "О зерне и рынке зерна в Украине", в Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" (дополнен положениями о порядке ликвидации банка), в Закон Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", в Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" и др. С изменениями можно ознакомиться, перейдя по ссылке на закон №5518-VI.
Подготовил Андрей Зацепин. 17.05.2013г.
Подпишись на рассылку "Дневник предпринимателя" от Андрея Зацепина.
Вы будете получать:
- Анализ изменений законодательства в предпринимательской сфере, малом и среднем бизнесе Украины.
- Разъяснения по отчетности, срокам и уплате налогов и сборов.
- Разъяснения положений Налогового кодекса Украины.
- Консультации по коммерческой деятельности, проверкам ГНА и других органов власти. Никакого СПАМ! Рассылка только по теме предпринимательства! Самое важное и актуальное!
Дневник предпринимателя
Подпишитесь на рассылку "Дневник предпринимателя. Украина." Вы будете получать 2-3 раза в месяц новости, налоговые консультации в сфере предпринимательства в Украине. Только важное и актуальное. Без СПАМ.