С 1 января 2013г. в Украине вступает в силу новый Закон "О занятости населения". Анализ закона.
5 июля 2012г. на основе законопроекта № 10497-1 от 22.05.2012г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О занятости населения».
15 августа Виктор Янукович подписал этот закон. С 1 января 2013г. закон "О занятости населения" вступает в действие.
Данным Законом устанавливаются организационно-правовые нормы в сфере занятости населения Украины, определяется помощь государственных органов в поиске работы и в социальной защите безработному.
Статья 1 этого Закона устанавливает термины, которые используются в данном Законе.
"Безробітний – особа віком від 15 до 70 років, яка через відсутність роботи не має заробітку або інших передбачених законодавством доходів як джерела існування, готова та здатна приступити до роботи.
Зайнятість - не заборонена законодавством діяльність осіб, пов’язана із задоволенням їх особистих та суспільних потреб з метою одержання доходу (заробітної плати) у грошовій або іншій формі, а також діяльність членів однієї сім’ї, які здійснюють господарську діяльність або працюють у суб’єктів господарювання, заснованих на їх власності, у тому числі безоплатно".
В ст.4 Закона определяется, кто относится к занятому населению.
Ст.5 п.1 пп.6 гарантируется бесплатное содействие в устройстве на работу, в выборе подходящей работы и получении информации о ситуации на рынке труда и перспективах его развития.
Право лица на социальную защиту в случае получения статуса безработного определяется в ст.9 Закона.
Права граждан Украины, которые работают за границей, защищаются законодательством Украины и страны пребывания. (Ст. 10 п.2)
В ст.11 этого Закона устанавливается право лица от проявлений дискриминации в сфере занятости населения.
В этой статье есть нововведения:
1. Держава гарантує особі право на захист від будь-яких проявів дискримінації у сфері зайнятості населення за ознаками раси, кольору шкіри, політичних, релігійних та інших переконань, членства у професійних спілках або інших об’єднаннях громадян, статі, віку, етнічного та соціального походження, майнового стану, місця проживання, за мовними або іншими ознаками.
2. Не вважається дискримінацією здійснення заходів щодо додаткового сприяння у працевлаштуванні окремих категорій громадян.
3. Забороняється в оголошеннях (рекламі) про вакансії зазначати обмеження щодо віку кандидатів, пропонувати роботу лише жінкам або лише чоловікам, за винятком специфічної роботи, яка може виконуватися виключно особами певної статі, висувати вимоги, що надають перевагу одній із статей, а також вимагати від осіб, які працевлаштовуються, надання відомостей про особисте життя.
Ст. 14 установлены категории граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.
1. До категорій громадян, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню, належать:
1) один з батьків або особа, яка їх замінює і:
має на утриманні дітей віком до шести років;
виховує без одного з подружжя дитину віком до 14 років або дитину-інваліда;
утримує без одного з подружжя інваліда з дитинства (незалежно від віку) та/або інваліда І групи (незалежно від причини інвалідності);
2) діти-сироти та діти, позбавлені батьківського піклування, особи, яким виповнилося 15 років та які за згодою одного з батьків або особи, яка їх замінює, можуть, як виняток, прийматися на роботу;
3) особи, звільнені після відбуття покарання або примусового лікування;
4) молодь, яка закінчила або припинила навчання у загальноосвітніх, професійно-технічних і вищих навчальних закладах, звільнилася із строкової військової або альтернативної (невійськової) служби (протягом шести місяців після закінчення або припинення навчання чи служби) і яка вперше приймається на роботу;
5) особи, яким до настання права на пенсію за віком відповідно до статті 26 Закону України “Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування” залишилося 10 і менше років;
6) інваліди, які не досягли пенсійного віку, встановленого статтею 26 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування»;
7) особи, яким виповнилося 15 років та які за згодою одного з батьків або особи, яка їх замінює, можуть, як виняток, прийматися на роботу.
Принципы, цели и основные направления государственной политики в сфере занятости населения устанавливаются ст. 15 Закона "О занятости населения".
Ещё одно новшество Закона:
В ст. 24. Закона говорится:
"Роботодавцю, який протягом 12 календарних місяців забезпечував створення нових робочих місць, працевлаштовував на них працівників і упродовж цього періоду щомісяця здійснював їм виплату заробітної плати в розмірі не менше ніж три мінімальні заробітні плати за кожну особу, протягом наступних 12 календарних місяців за умови збереження рівня заробітної плати в розмірі не менше ніж три мінімальні заробітні плати за кожну таку особу щомісяця за рахунок коштів Державного бюджету України, передбачених у бюджеті Пенсійного фонду України, компенсуються фактичні витрати у розмірі 50 відсотків суми нарахованого єдиного внеску за відповідну особу за місяць, за який він сплачений, у порядку, визначеному Кабінетом Міністрів України.
У разі зменшення штатної чисельності працівників та фонду оплати праці роботодавець втрачає право на компенсацію".
В ст. 26 определено, что работодателю может выплачиваться годовая компенсация единого социального взноса в случае тудоустройства на новое рабочее место безработного сроком не менее, чем на два года, по направлению Центра занятости.
В п.1 ст. 27 устанавливается, что безработным, которые изъявили желание заняться предпринимательской деятельностью, выплачивается одноразовая помощь для организации такой деятельности. В случае остановки или неведения такой деятельности на протяжении двух лет с момента регистрации предпринимателем, такое лицо теряет право на такую одноразовую помощь в будущем.
Также п.2 этой же статьи 27 устанавливается, что субъектам малого предпринимательства годовая компенсация единого социального взноса в случае трудоустройства на новое рабочее место безработного сроком не менее, чем на два года, по направлению Центра занятости, будет выплачиваться на новые рабочие места только в приоритетных видах экономической деятельности! Но не указано, какие это приоритетные виды экономической деятельности?
Ранее такой нормы не было в Законе.
Установлена поддержка молодых работников ст.28 Закона.
"Стаття 28. Державна підтримка молодих працівників, залучених до роботи в селах і селищах
1. 3 метою залучення до роботи за відповідною професією (спеціальністю) в селах і селищах молодому працівнику, який уклав трудовий договір на строк не менш як три роки з підприємствами, установами та організаціями, що розташовані у таких населених пунктах, надається житло на строк його роботи та одноразова адресна допомога у десятикратному розмірі мінімальної заробітної плати за рахунок коштів Державного бюджету України у порядку та за переліком професій (спеціальностей), затверджених Кабінетом Міністрів України. У разі якщо молодий працівник пропрацює в такому населеному пункті не менше десяти років, житло передається йому у власність".
В ст. 29 Закона студентам разрешается проходить стажировку за профессией на срок не менее 6 месяцев с записью стажировки в трудовую книжку.
Ст. 30 установлено, что у лиц старше 45 лет будет возможность получить ваучер на оплату переобучения, повышения квалификации.
"Стаття 30. Розширення можливостей для підвищення конкурентоспроможності громадян віком старше 45 років.
1. Особи віком старше 45 років, страховий стаж яких становить не менше 15 років, мають право до досягнення встановленого статтею 26 Закону України “Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування” пенсійного віку на одноразове отримання ваучера для підтримання їх конкурентоспроможності шляхом перепідготовки, спеціалізації, підвищення кваліфікації за професіями та спеціальностями для пріоритетних видів економічної діяльності. Вибір професії (спеціальності) із затвердженого переліку, форми та місця навчання здійснюється особою.
2. Вартість ваучера встановлюється в межах вартості навчання, але не може перевищувати десятикратний розмір прожиткового мінімуму для працездатних осіб, установленого законом.
Оплата ваучера здійснюється за рахунок коштів Фонду загальнообов’язкового державного соціального страхування України на випадок безробіття виходячи з його фінансових можливостей".
Также направлять на обучение работника может работодатель (ст.34 п.4), но работник должен затем отработать на предприятии не менее 3-х лет.
Ещё одно новшество этого Закона "О занятости населения" касается организаций по трудустройству.
Их перечень теперь устанавливается центральным органом власти, осуществляющим государственную политику в сфере занятости населения, который даёт им соответствующее разрешение. Для своей деятельности эти агенства по трудоустройству теперь должны заключать договор с местными центрами занятости, с которыми взаимодействовать, обмениваться данными о свободных вакансиях.
В Законе установлено, что организации по трудоусройству теперь не имеют права брать денежные средства за свои услуги с соискателей, а должны заключать договора по оплате своих услуг с работодателями (ст.37 п.2).
А деятельность по трудоустройству за границу должна осуществляться на условиях лицензирования, а также заключения внешнеэкономического контракта по оказанию посреднических услуг в сфере трудоустройства с целью содействия подписания трудового договора (контракта) (ст.38 п.1). Соискатель также должен заключить договор с организацией по трудоустройству за границей, оплата услуг осуществляется только после подписания акта выполненной работы (ст. 38 п.2).
На использование в работе иностранцев нужно будет получить разрешение на год (ст.42 п.1).
Ст. 53 Закона определяется ответственность за нарушение законодательства о занятости населения, где предусмотрены серьёзные штрафы за нарушение данного Закона.
Подготовил Андрей Зацепин.
Подпишись на рассылку "Дневник предпринимателя" от Андрея Зацепина.
Вы будете получать:
- Анализ изменений законодательства в предпринимательской сфере, малом и среднем бизнесе Украины.
- Разъяснения по отчетности, срокам и уплате налогов и сборов.
- Разъяснения положений Налогового кодекса Украины.
- Консультации по коммерческой деятельности, проверкам ГНА и других органов власти. Никакого СПАМ! Рассылка только по теме предпринимательства! Самое важное и актуальное!
При подписке Вы также получите специальный бесплатный бонус - электронную книгу от автора рассылки, которая рассказывает о 39-ти способах заработка в сети Интернет.
Подпишись на рассылку "Дневник предпринимателя" от Андрея Зацепина.
Вы будете получать:
- Анализ изменений законодательства в предпринимательской сфере, малом и среднем бизнесе Украины.
- Разъяснения по отчетности, срокам и уплате налогов и сборов.
- Идеи открытия собственного бизнеса.
- Разъяснения положений Налогового кодекса Украины.
- Консультации по коммерческой деятельности, проверкам ГНА и других органов власти. Никакого СПАМ! Рассылка только по теме предпринимательства! Самое важное и актуальное!
При подписке Вы также получите специальный бесплатный бонус - электронную книгу от автора рассылки, которая рассказывает о 39-ти способах заработка в сети Интернет.