Законом №3609 от 7.07.2011 внесены изменения в НК Украины, упрощенную систему налогообложения.
06 августа 2011г. вступил в силу Закон Украины № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011.
Законом внесены изменения практически во все разделы Налогового кодекса, причем изменения вступают в силу в различное время: с 06.08, с 01.08 и даже с «задним числом» — с 01.03.2011. Закон принят по инициативе правительства Украины.
Этим законом №3609 внесены также изменения в упрощенную систему налогообложения. Как помним, проект закона по упрощенной системе налогобложения, так и остался проектом, пока ещё не принят ВР Украины.
Законом внесены изменения в Закон Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”. Лица, избравшие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно в добровольном порядке.
Статтю 4 Закону України "Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування" ( 2464-17 ) (Відомості Верховної Ради України, 2011 р., N 2-3, ст. 11; із змінами, внесеними Законом України від 7 квітня 2011 року N 3205-VI) ( 3205-17 ) доповнити частиною четвертою такого змісту:
"4. Особи, зазначені у пункті 4 частини першої цієї статті, які обрали спрощену систему оподаткування, звільняються від сплати за себе єдиного внеску, якщо вони є пенсіонерами за віком або інвалідами та отримують відповідно до закону пенсію або соціальну допомогу. Такі особи можуть бути платниками єдиного внеску виключно за умови їх добровільної участі у системі загальнообов'язкового державного соціального страхування".
Законом также установлено: финансовые санкции и административные взыскания за неуплату взносов в ПФ физическими лицами – субъектами упрощенной системы не применяются, начисленные суммы финансовых санкций подлежат списанию.
Частину п'ятнадцяту статті 106 Закону України "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування"( 1058-15 ) (Відомості Верховної Ради України, 2003 р., NN 49-51, ст. 376) доповнити абзацами другим і третім такого змісту:
"Фінансові санкції (штраф, пеня) та адміністративні стягнення, а також примусові стягнення органами виконавчої служби за несплату внесків на загальнообов'язкове державне пенсійне страхування фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування, не застосовуються.
Нараховані органами Пенсійного фонду України суми фінансових санкцій, зазначених в абзаці другому цієї частини, та не сплачені фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування, підлягають списанню".
Правительство среагировало на замечания общественности и пенсионеров-предпринимателей - отменило им уплату обязательного единого социального взноса.
До принятия закона об упрощенной системе налогообложения запрещено проведение фактических проверок физических лиц – плательщиков единого налога, а также юридических лиц – субъектов упрощенной системы налогообложения, при условии, что последние не являются плательщиками НДС.
Также законом №3609 устанавливается мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора.
В отношении физических лиц – плательщиков единого налога, а также юридических лиц – субъектов упрощенной системы налогообложения - не плательщиков НДС устанавливается мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности (за исключением тех лиц, деятельность которых отнесена к высокой степени риска).
Мораторий не распространяется на:
•внеплановые проверки СЭС,
•проверки по жалобам потребителей,
•плановые и внеплановые проверки ПФ субъектов хозяйствования, деятельность которых отнесена к средней степени риска.
Статтю 22 "Прикінцеві положення" Закону України "Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності" ( 877-16 ) (Відомості Верховної Ради України, 2007 р., N 29, ст. 389) після пункту 1 доповнити пунктом 1-1 такого змісту:
"1-1. Установити, до введення в дію положень щодо спрощеної системи оподаткування, обліку та звітності суб'єктів малого підприємництва, мораторій на здійснення заходів державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності органами державної влади та органами місцевого самоврядування, їх посадовими чи службовими особами щодо фізичних осіб - підприємців, які не зареєстровані платниками податку на додану вартість, діяльність яких не віднесена до високого ступеня ризику відповідно до цього Закону (далі - фізичні особи - підприємці), та юридичних осіб, які застосовують спрощену систему оподаткування, обліку та звітності, що передбачає включення податку на додану вартість до складу єдиного податку, діяльність яких не віднесена до високого ступеня ризику відповідно до цього Закону (далі - юридичні особи).
До введення в дію положень щодо спрощеної системи оподаткування, обліку та звітності суб'єктів малого підприємництва щодо фізичних осіб - підприємців та юридичних осіб:
- органи державного нагляду (контролю), їх посадові особи проводять позапланові заходи державного нагляду (контролю) за додержанням санітарного законодавства;
- органи захисту прав споживачів проводять позапланові перевірки за скаргами споживачів.
До введення в дію положень щодо спрощеної системи оподаткування, обліку та звітності суб'єктів малого підприємництва щодо фізичних осіб - підприємців та юридичних осіб, діяльність яких віднесена до середнього ступеня ризику, органи Пенсійного фонду України проводять планові та позапланові перевірки".
Уточнен порядок регистрации юридических лиц плательщиками НДС при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую.
Регистрация осуществляется при условии, что такие лица соответствуют требованиям пунктов 181.1 или 182.1 Кодекса (условиям обязательной или добровольной регистрации). При переходе на общую систему с начала календарного года, заявление о регистрации плательщиком НДС должно быть подано не позднее 10 января. В случае, если переход на общую систему осуществляется на протяжении года, регистрационное заявление подается одновременно с заявлением об отказе от применения упрощенной системы.
Для лиц, которые перешли на общую систему с упрощенной и зарегистрировались плательщиками НДС, операции по поставке товаров (услуг), которые были оплачены авансом в период нахождения на упрощенной системе (и обложены единым налогом), не облагаются НДС.
Даны определения налоговой консультации (срок ответа налоговой - 30 дней), налогового долга, налогового уведомления. Налоговики получили право проверять у физических лиц, а также у должностных лиц юридических лиц документы, удостоверяющие их личность.
Законом №3609 уточняются определение общепроизводственных затрат, указано на учет затрат по командировочным расходам, не подтверждённых документально.
На предприятиях, которые используют нефтепродукты в качестве сырья для производства в химической промышленности, устанавливаются налоговые посты! На налоговом посту налоговики осуществляют постоянный контроль за целевым использованием нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности.
Законом №3609 также уточнен порядок использования налогового векселя.
Установлены также льготы по НДС для отдельных отраслей.
"Тимчасово до 1 січня 2014 року від оподаткування податком на додану вартість звільняються операції з постачання на митній території України зернових культур товарних позицій 1001-1008 згідно з УКТ ЗЕД ( 2371а-14 ) та технічних культур товарних позицій 1205 і 1206 згідно з УКТ ЗЕД ( 2371а-14 ), крім першого постачання таких зернових та технічних культур сільськогосподарськими підприємствами - виробниками та підприємствами, які безпосередньо придбали такі зернові та технічні культури у сільськогосподарських підприємств - виробників.
Операції з вивезення в митному режимі експорту зернових та технічних культур, зазначених в абзаці першому цього пункту, звільняються від оподаткування податком на додану вартість.
Тимчасово до 1 січня 2014 року від оподаткування податком на додану вартість звільняються операції з постачання, у тому числі операції з імпорту відходів та брухту чорних і кольорових металів та деревини товарних позицій 4401, 4403, 4404 згідно з УКТ ЗЕД ( 2371б-14 ) (крім брикетів та гранул товарної підкатегорії УКТ ЗЕД 4401 30 90 00) ( 2371б-14 ).
Операції з вивезення в митному режимі експорту товарів, зазначених у цьому пункті, звільняються від оподаткування податком на додану вартість".
Андрей Зацепин
Материалы по теме.
О порядке проведения фактических проверок в НК Украины.
Принят закон №3221 от 7.04.2011г. по отмене подачи пустых деклараций по налогу на доход.
Анализ изменений в налогообложении с 1 января 2011г. в Украине.
С 1 января 2011г. в Украине вступает в силу закон о едином социальном взносе.Анализ закона.
Почему предприниматели-упрощенцы протестуют против принятия Налогового Кодекса?
Вернуться на главную
|