интернет-журнал Солист

Solist

интернет - журнал
июнь 2011г.

Пользовательского поиска

О порядке проведения фактических проверок в НК Украины.

В Налоговом кодексе проверки, в частности, по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных и кассовых операций получили определение "фактические проверки".

Так, фактической считается проверка, осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица). Она может проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- По результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы и возникает необходимость проверки таких фактов;

- Получение в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы, в частности, относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий, свидетельств о государственной регистрации и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы государственной налоговой службы, производства и оборота подакцизных товаров;

- Письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного согласно закону, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;

- Непредоставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представление их с нулевыми показателями;

- Получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками;

- Выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в п. 75.1.3 роз. II Кодекса, а именно: соблюдение порядка осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками;

- Получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Согласно п. 80.4. Налогового Кодекса Украины перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций, должностными лицами органов ГНС может быть проведена контрольная расчетная операция (контрольную закупку). При этом товары, полученные в ходе такой закупки, подлежат возврату налогоплательщику в неповрежденном виде. При невозможности возврата такого товара возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей (пп. 20.1.9. Кодекса).

Фактическая проверка производится двумя и более должностными лицами органа ГНС в присутствии должностных лиц предприятия или его представителя и / или лица, фактически осуществляет расчетные операции. При проведении такой проверки может проводиться хронометраж хозяйственных операций, по результатам которого составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа ГНС и должностными лицами предприятия (п. 80.7, п. 80.8 Кодекса).

Продолжительность фактических проверок, согласно п. 82.3. Кодекса, не должна превышать 10 суток. Продление срока такой проверки осуществляется по решению руководителя органа ГНС не более чем на 5 суток.

Основаниями для продления срока проверки являются:
- заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов, касающихся вопросов проверки);
- сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени предприятия и / или его хозяйственных объектов, сообщает ГНА Украины.

С 1 июля 2011г. отменяется норма Налогового Кодекса о штрафных санкциях в сумме 1 грн, поэтому субъектам хозяйствования следует обратить внимание на соблюдение норм принятого Налогового Кодекса.

Следует обратить внимание, что пунктом 44.1 ст. 44 Налогового кодекса предусмотрено, что для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, финансовой отчетности, других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. Более того, установлен запрет формировать показатели налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами.

Согласно ст. 121 НК необеспечение плательщиком налогов хранения первичных документов в течение установленных сроков их хранения (не менее 1 095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой они используются) и/или непредоставление контролирующим органам оригиналов документов и их копий при проверке влечет за собой наложение штрафа в размере 510 грн. (при повторном нарушении в течение года – 1 020 грн.).

Кроме того, в соответствии со ст. 20 Закона Украины от 06.07.95 г. № 265/95-ВР “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” к субъектам предпринимательства, реализующим неучтенный товар по месту реализации и хранения, может быть применена финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 170 грн. Предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения освобождены этим законом №265 от применения регистраторов расчетных операций, но от ведения учета не освобождены, поэтому при выявлениии у них товара, не подтвержденного первичными документами или неучтенного в книге доходов-расходов, контролирующие органы могут применить штрафные санкции к такому предпринимателю на основании ст.20 закона №265. Полательщики фиксированного налога не ведут книгу учета доходов-расходов, но согласно НК также должны иметь первичные документы на приобретенный товар.

Те предприниматели, которые работают в сфере услуг также должны вести книгу учета доходов-расходов каждый день, где отражают документальные затраты, валовую выручку и чистый доход за каждый день работы.

Если товар приобретается у других частных предпринимателей, необходимо также хранить копию свидетельства о госрегистрации (выписки из госрееестра) такого предпринимателя (п. 177.8 ст. 177 НК) и представлять ежеквартально налоговый расчет (аналог ф. № 1ДФ). При приобретении товаров у физических лиц (не предпринимателей) следует составлять акт закупки, удерживать налог из суммы выплаченного дохода и также отчитываться в орган ГНС.

ГНА г.Киева на своём сайте уже приводит примеры проверок предпринимателей-упрощенцев, которые занимаются реализацией сельхозпродукции, но не имеющих первичных документов. По результатам этих проверок к предпринимателям применили санкции в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации на сотни тысяч грн.

Также предпринимателям, применяющим в своей работе регистраторы расчетных операций, нужно обратить внимание на следующее: при выходе из строя РРО расчеты с покупателями осуществляются с использованием расчетных квитанций, которые оформляются на каждую покупку.

В случае поломки РРО и осуществления его ремонта или временного (не более 72 часов (7 рабочих дней)) отключения электроэнергии проведение расчетных операций должно осуществляться с использованием КУРО и расчетных книжек или с применением должным образом зарегистрированного резервного РРО (ст. 5 Закона о РРО).

Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек также утвержден приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 (далее – Порядок применения КУРО). Согласно данному Порядку использование КУРО, зарегистрированной на РРО, предусматривает:
– в случае поломки РРО или отключения электроэнергии осуществлять записи по учету расчетных квитанций;
– вести учет ремонтов РРО в соответствующем разделе КУРО.
Действующим законодательством также предусмотрена регистрация расчетных книжек с расчетными квитанциями одновременно с КУРО, зарегистрированной на РРО.

В п. 7.8–7.10 р. 7 Порядка применения КУРО определен механизм заполнения КУРО при поломке РРО или отключении электроэнергии. В этом случае заполняется раздел 3 КУРО, зарегистрированной на РРО, в котором указываются номера расчетных квитанций, использованных во время отключения электроэнергии или в период ремонта РРО. До начала использования расчетной книжки заполняются графы 1–5. После возобновления подачи электроэнергии или восстановления РРО после ремонта до начала регистрации расчетных операций с помощью РРО заполняются графы 6–8. Если начало и окончание использования расчетной книжки при отключении электроэнергии или на период ремонта РРО приходятся на разные рабочие дни, то за каждый рабочий день в раздел 3 КУРО вносятся отдельные записи. При этом графы 1–2 заполняются только в первый день, а графа 8 – только в последний день одного цикла использования расчетной книжки.

Андрей Зацепин 29.06.2011г.

Материалы по теме.

Принят закон №3221 от 7.04.2011г. по отмене подачи пустых деклараций по налогу на доход.

Видео. Дневник предпринимателя. Выпуск 2. О проекте закона по упрощенной системе налогообложения, о законе по отмене свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, о законе по отмене подачи ежемесячных деклараций по налогу на доход.

Видео. Дневник предпринимателя. Выпуск 1. Уплата единого налога, уплата единого социального взноса, подача декларации по налогу на доход с физических лиц за март 2011г.

Изменения в уплате единого и фиксированного налога в 2011г.

Анализ изменений в налогообложении с 1 января 2011г. в Украине.

С 1 января 2011г. в Украине вступает в силу закон о едином социальном взносе.Анализ закона.

Вернуться на главную

Solist2.com.ua 2009-2011г. Реклама на сайте
© использование и копирование материалов сайта разрешается при наличии прямой ссылки на сайт и указания автора материала.
Наш электронный адрес: solist2@gmail.com