Анализ закона Украины "О государственном бюджете на 2013г.".
6 декабря 2012 народные депутаты ВР Украины ещё шестого созыва приняла на своем заседании закон № 5515-VI "О государственном бюджете на 2013г." (далее - Закон).
За данный закон проголосовали 242 народных депутата при необходимых 226: «за» проголосовали 187 народных депутатов из фракции Партии регионов, 20 – из фракции Народной партии, 5 – из фракции НУ-НС, 19 – из группы «Реформы ради будущего» и 11 внефракционных депутатов. Решение было принято одним голосованием после непродолжительного предварительного обсуждения, сообщает агентство УНИАН.
Принять проект бюджета рекомендовал бюджетный комитет Верховной Рады, который, по словам председателя комитета Валерия Баранова, получил около 1000 предложений к законопроекту от народных депутатов. Фактически, для внесения поправок к бюджету у депутатов были одни сутки.
В.Баранов во время выступления в сессионном зале помимо общих показателей проекта бюджета также озвучил предложения относительно финансирования системы судопроизводства, а также развития ряда медиа-проектов, в частности проекта «Euronews», учреждений физкультуры и спорта, спортивного клуба «Динамо».
Доработанный Кабинетом министров документ представлял заместитель министра финансов Украины Анатолий Мярковский.
«Разработано и утверждено правительством два сценария развития экономики.., - сказал А.Мярковский. - …второй сценарий разработан с учетом возможного дальнейшего роста кризисных явлений в мировой экономике. Правительство взяло за основу первый сценарий, который предусматривает проведение соответствующих реформ в экономике и обеспечение большего роста экономики». В своем выступлении А.Мярковский отметил, что правительство на сегодня считает оптимальным уровень предлагаемого дефицита госбюджета.
Утвердить проект бюджета-2013 правительство Украины успело на своём заседании ещё до своей отставки 3 декабря 2012г.
Утверждение бюджета-2013 народными депутатами Верховной Рады вновь не обошлось без скандала.
Депутат Юрий Кармазин от ВО "Батькивщина" заявил о нарушенной процедуре принятия бюджета 2013г.
“Я, в соответствии со статьей 48 закона о Регламенте Верховной Рады, написал представление председателю ВР, чтобы не подписывал законопроекты в связи с нарушением порядка их принятия и несоответствия Конституции. В зале отсутствовало 79 человек, то есть они не были зарегистрированы и не могли принимать участие в голосовании, хотя их карточки сработали, то есть таким образом была нарушена Конституция Украины”, - заявил он.
Он подготовил проект постановления об отмене решения ВР о принятии госбюджета Украины на 2013 год, но его отказались регистрировать в аппарате ВР Украины. Юрий Кармазин и его соратники заблокировали комнату 40 ВР Украины, где регистрируют законопроекты, но его действия и "сигналы" обществу о нарушении процедуры были проигнорированы властью, Виктор Янукович подписал 17 декабря 2012г. закон о госбюджете на 2013г.
Статьёй 1 Закона установлены Доходы Госбюджета установлены в сумме 362.830.144,1 тыс. грн (хотя проектом бюджета предусматривалось - 361 510 089,1 тыс. гривен), в том числе доходы общего фонда - в сумме 315 224 383,6 тыс. гривен и доходы специального фонда - в сумме 47.605.760,5 тыс. гривен(46 285 705,5 тыс. гривен).
Доходы Государственного бюджета на текущий 2012 год были запланированы в сумме 332.821.347,3 тыс. гривен (2011г. -281 464 879,4 грн), в том числе доходы общего фонда Государственного бюджета - в сумме 288.177.480,1 тыс. гривен (2011 - 238.581.192,9 тыс. гривен ) и доходы специального фонда Государственного бюджета - в сумме 44.643 .867,2 тыс. гривен (2011 - 42.883.686,5 тыс. гривен).
Расходы Госбюджета на 2013г. - 412.060.560,7 тыс.грн (в проекте бюджета было - 410 660 505,7 тыс. гривен), в том числе расходы общего фонда в сумме 363 649 669,8 тыс. гривен и расходы спецфонда в сумме 48.430.890,9 тыс. гривен (47 010 835,9 тыс. гривен).
Расходы Государственного бюджета на 2012 год были запланированы в сумме 358.050.376,4 тыс. гривен (2011 - 321.948.850,3 тыс. гривен), в том числе расходы общего фонда Государственного бюджета - в сумме 312.814.237,9 тыс. гривен (2011 - 279.127.019,8 тыс. гривен) и расходы специального фонда Государственного бюджета Украины - в сумме 45.236.138 , 5 тыс. гривен (2011 - 42.821.830,5 тыс. гривен).
Затем в апреле 2012г. парламентом Украины по инициативе президента и правительства Украины были приняты изменения в бюджет 2012г.
Правительство Украины предложило Верховной Раде увеличить доходы и расходы государственного бюджета на 2012 год на 33,35 млрд. грн. - соответственно до 366,17 млрд. грн. и 391,36 млрд. грн., не меняя предельный размер дефицита.
Как видим, фактически в бюджете на 2013г. в сравнении с бюджетом-2012 правительство Украины оставило на том же уровне доходы бюджета, а расходы увеличены на 20, 7 млрд грн.
В 2012 по сравнению с 2011г. расходы бюджета были увеличены на 36,1 млрд грн! (Выборы всё-таки были.)
Предельный объем дефицита Государственного бюджета на 2013г. установлен в сумме 50.532.000 тыс грн (в проекте было - 50 432 000 тыс. гривен), в том числе предельный объем дефицита общего фонда - 44 534 536,9 тыс. гривен и специального - 5.997.463,1 тыс. грн (5 897 463,1 тыс. гривен).
В 2012г. предельный объем дефицита Государственного бюджета Украины был запланирован в сумме 25.129.484,1 тыс. гривен, в 2011г. - был в сумме 38.843.000 тыс. гривен, в 2010г. - 57 745 369,9 тыс. грн.
С 2010г. правительство Украины сохраняло тенденцию к сокращению суммы дефицита бюджета, а в 2013 году дефицит бюджета вновь увеличен до 50,532 млрд грн. Это является очень негативным сигналом. Ведь увеличение дефицита бюджета Украины - это увеличение разницы расходов бюджета над доходами, соответственно увеличение общего долга Украины.
Также законом о госбюджете на 2013г. предусмотрен возврат кредитов в Государственный бюджет в сумме 12 100 105,7 тыс. гривен, в том числе возвращение кредитов в общий фонд - в сумме 4 208 533,1 тыс. гривен и в специальный - 7 891 572,6 тыс. гривен.
Предоставление кредитов из Госбюджета-2013 утверждено в сумме 13.401.689,1 тыс.грн (в проекте было - 13 381 689,1 тыс. гривен), в том числе предоставление кредитов из общего фонда - в сумме 337.783,8 тыс. грн ( 317 783,8 тыс. гривен) и из специального фонда - в сумме 13 063. 905,3 тыс. гривен.
Цифра выдачи кредитов увеличена по сравнению с 2012г.
Как можно планировать увеличение суммы кредитов из бюджета, если доходы не перекрывают расходы бюджета?! Наоборот, нужно собирать в бюджет больше ранее выданных кредитов и меньше выдавать кредитов.
Также бюджетом-2013 установлен оборотный остаток бюджетных средств в размере до 2 % расходов общего фонда Госбюджета.
Статья 5 бюджета-2013 устанавливает предельный объем государственного долга на 31 декабря 2013г. в сумме 483 031 984 тыс. грн.
В бюджете-2012г. на 31 декабря 2012 предельный объем государственного долга был запланирован в сумме 415.326.338,2 тыс. гривен.
Как видим, правительство Украины планирует за 2013г. увеличить государственный долг Украины на 67,7 млрд грн!! Разделим на 45 млн украинцев, получаем, что каждый украинец будет должен на 1,5 тыс грн больше за прожитый 2013г., чем раньше, даже тот, который только родился!
Интересно, а спросило ли правительство Н. Азарова у каждого украинца, планируя такой бюджет страны, хочет ли он увеличивать свою задолженность?!
Ответ очевиден - не спросило. Может греки и хотят жить в долг, а вот украинцы - вряд ли.
Проект Госбюджета на 2013 год рассчитан исходя из роста ВВП на уровне 3,4%, инфляции – 4,8 %, дефицита госбюджета – 3,2% ВВП. Курс национальной валюты на уровне - в среднем 8,4 грн за 1 доллар, цена на российский газ в бюджете на следующий год заложена в размере 421 доллар.
На 2012г. рост ВВП планировался - 3,9%, инфляция на уровне - 7,9%, в проекте государственного бюджета на 2012 год закладывался дефицит бюджета на уровне 2,5% ВВП.
Статьёй 8 бюджета установлена на 2013 год минимальная заработная плата:
в месячном размере: с 1 января - 1 147 грн, с 1 декабря - 1 218 грн;
в почасовом размере: с 1 января - 6,88 грн, с 1 декабря - 7,3 грн.
Статья 7 устанавливает в 2013 году прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января - 1 108 гривен, с 1 декабря - 1176 гривен и для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения:
- детей до 6 лет: с 1 января - 972 гривны, с 1 декабря - 1 032 гривна;
- детей от 6 до 18 лет: с 1 января - 1 210 гривен, с 1 декабря - 1 286 гривен;
- трудоспособных лиц: с 1 января - 1 147 гривны, с 1 декабря - 1 218 гривны;
- лиц, утративших трудоспособность: с 1 января - 894 гривны, с 1 декабря - 949 гривен.
В бюджете на 2013 год "социальные стандарты" повышаются только один раз - в декабре, на 71 грн!
Давно пора правительству Украины сделать минимальную заработную плату в 2 раза больше, а вот нагрузку на фонд заработной платы уменьшить вдвое. Тогда Пенсионный фонд не потеряет в своих доходах, а заработная плата украинцев увеличится. Увеличится спрос на товары и услуги.
А цены - не вырастут на товары, они и так уже европейские, а то и выше по некоторым позициям. Будет больше спрос на товар, будет больше и предложения, это привело бы к "оживлению" украинской экономики.
Но вернёмся к закону о госбюджете-2013.
Статьёй 15 бюджета-2013 установлено, что Национальный банк Украины в 2013г. ежеквартально перечисляет в государственный бюджет Украины деньги в сумме 4 млрд. грн., за 2013 год - 16 млрд грн.
В бюджете-2012 года эта сумма была - 9,6 млрд. грн.
Бюджет-2013 дает право Кабинету министров Украины выпускать облигации внутреннего государственного займа для поддержки компании "Нафтогаз" Украины в сумме 8 млрд грн в обмен на акции компании, в поддержку "Украинского Дунайского пароплавства" - на сумму 300 млн грн, в поддержку Аграрного фонда - на сумму 5 млрд грн, в поддержку государственного Сбербанка Украины - на сумму 1,4 млрд грн.
Закон "О государственном бюджете на 2013г." также, как и прошлогодний, небольшой, состоит из 21-й
статьи и конечных положений. Вся детальная информация о планируемых доходах и расходах бюджета-2013 находится в Приложениях к бюджету.
В конечных положениях бюджета-2013 установлено, что выполнение определённых статей социальных законов о детях войны, чернобыльцах и афганцах, о пенсионерах-военнослужащих, закона о милиции, о прокуратуре, о пожарной безопасности, о статусе ветеранов войны и труда и т.д., регулируется постановлениями Кабинета Министров Украины, исходя из наличия финансовых ресурсов государственного бюджета. Это те противоречия, которые опротестовывали осенью 2011г. афганцы и чернобыльцы!
Вопрос к юристам: "Разве может правительство своими Постановлениями отменять нормы и статьи законов?"
Нет - нельзя.
Оппозиция также раскритиковала бюджет-2013, заявив, что данный проект бюджета – непрофессиональный и неэффективный.
В Приложении №1 к бюджету установлен планируемый сбор налогов в 2013г.
Налога на прибыль планируется собрать 56 636 000,0 тыс. грн (в принятом в декабре 2012г. -53 008 700,0 тыс. грн), налога на доход - 8 203 742,3 тыс. грн (7 247 013,5 тыс. грн), НДС с товаров и услуг внутреннего производства - 100 602 120,0 тыс. грн (90 794 900,0 тыс. грн), НДС с ввезенных товаров в Украину - 112 824 000,0 тыс. грн (101 995 000,0 тыс. грн), акцизный сбор с изготовленных в Украине товаров - 30 724 000,0тыс. грн (32 639 000,0 тыс. грн), акцизный сбор с ввезённых товаров в Украину - 9 990 000,0 тыс. грн (9 084 000,0 тыс. грн), рентная плата - 2 407 460,5 тыс. грн (2012г. -16 505 684,1 тыс. грн, а в бюджете 2013г. отсутствует рентная плата за добычу нефти и газа, которые добываются в Украине), ввозная пошлина - 15 075 000,0 тыс. грн (11 550 000,0 тыс. грн), 100 млн грн по Киотскому протоколу в 2013г., от международных правительств и организаций в 2013г. планируется получить 1 047 650,7 тыс. грн.
В Приложении №2 к бюджету расписаны источники финансирования дефицита госбюджета на 2013г.
Планируется займов в 2013г. на сумму 135 530 545,3 тыс. грн, из них внешних - 42 667 595,3 тыс. грн.Отдать долгов в 2013г. планируется на сумму - 81 068 413,1 тыс.грн, в том числе внешних - 35 594 495,6 тыс. грн.
Поступления от приватизации государственного имущества в 2013г. запланированы в сумме 10 900 000,0 тыс. грн.
В Приложении №3 указано распределение расходов госбюджета Украины на 2013г.
На аппарат ВР Украины - 875 971,0 тыс.грн (в принятом в декабре 2012г. - 865 071,2 тыс. грн), на государственное управление делами (ДУС) - 1 286 748,4 тыс грн (1 403 436,9 тыс. грн), на секретариат кабинета министров - 274 520,0 тыс. грн (в 2012г. - 278 273,7 тыс. грн), на генеральную прокуратуру - 3 201 659,2 тыс. грн (в 2012г. - 2 477 532,8 тыс. грн), министерство внутренних дел - 15 056 713,5 тыс.грн
(14 454 644,2 тыс. грн), на Государственную налоговую службу - 4 517 134,0 тыс. грн
(4 458 888,9 тыс. грн), на СБУ - 3 412 528,3 тыс. грн (3 256 978,5 тыс. грн), министерство обороны Украины - 15 315 079,5 тыс. грн (16 387 515,9 тыс. грн), министерство охраны здоровья - 9 041 843,4 тыс. грн (5 239 826,3 тыс. грн), на национальную академию наук - 3 159 411,9 тыс. грн (2 978 383,3 тыс. грн), управление госохраны - 315 175,1 тыс. грн ( 334 152,7 тыс. грн), пенсионный фонд Украины - 83 233 566,0 тыс. грн. (в 2012г. - 57 534 247,0 тыс. грн).
Финансирование ПФ Украины из госбюджета значительно увеличено в 2013г. и составляет почти 4-ю часть всего бюджета Украины. Как видим, реформы социальной сферы и пенсионного законодательства от Сергея Тигипко ни к чему не привели, хотя в последнем интервью журналистам Николай Азаров похвалил работу бывшего вице-премьера.
Расходы на Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ в 2013 году - 737 767,9 тыс. грн , в 2012г. было больше - 1 054 456,9 тыс. грн, но в 2013 году значительно больше выделено средств на общегосударственные расходы по ЖКХ - 5 911 506,0 тыс. грн (в 2012г. - 355 178,0 тыс. грн), большая часть из этих средств идет на погашение разницы в тарифах по тепловой энергии.
На культуру в 2013 году выделяют - 2 455 140,6 тыс. грн, в 2012 г. было 2 257 560,3 тыс. грн.
В расходах госбюджета 2013г. есть также агентство по подготовке ЕВРО-2012 и инфраструктуру - 1 036 267,1 тыс. грн. Это в основном погашение долговых обязательств + 200 млн грн на подготовку к проведению ЕВРО-баскета-2015г.
Вновь видна тенденция к увеличению расходов в 2013г. на МВД, СБУ, генеральную прокуратуру, Государственную налоговую службу.
А вот на строительство (приобретения) жилья для военнослужащих ВС Украины запланировано - 12 030,0 тыс.грн (в 2012г. - 500 000,0 тыс. грн).
На развитие физической культуры и спорта запланировано - 588 098,6 тыс. грн ( в 2012г. - 547 047,2 тыс. грн).
Государственный бюджет Украины на 2013 год станет бюджетом выживания и будет требовать жесткой экономии средств.
Об этом заявил Виктор Янукович во время заседания Совета регионов в Киеве во вторник 25 декабря 2012г., цитирует Интерфакс "Украинская правда".
"Очевидны требования рационального использования бюджетных средств в 2013 году. Утвержденный в декабре бюджет на следующий 2013 не может устраивать никого. Его главная задача не допустить ухудшения социальной защиты граждан в условиях сложной экономической ситуации", - сказал он.
По словам президента, по итогам первого квартала госбюджет необходимо пересмотреть.
При этом Янукович ожидает от правительства конкретных предложений по усилению контроля использования бюджетных ресурсов.
"Каждую бюджетную гривню мы высоко ценить ... Это будет бюджет выживания. А если и развития, то лишь на основе общей экономии", - подчеркнул он.
Свежо предание...но верится с трудом...
Андрей Зацепин. 28.12.2012г.
Подпишись на рассылку "Дневник предпринимателя" от Андрея Зацепина.
Вы будете получать:
- Анализ изменений законодательства в предпринимательской сфере, малом и среднем бизнесе Украины.
- Разъяснения по отчетности, срокам и уплате налогов и сборов.
- Разъяснения положений Налогового кодекса Украины.
- Консультации по коммерческой деятельности, проверкам ГНА и других органов власти. Никакого СПАМ! Рассылка только по теме предпринимательства! Самое важное и актуальное!
При подписке Вы также получите специальный бесплатный бонус - электронную книгу - "39 способов заработка в сети Интернет" от автора рассылки.Внесите Ваш электронный адрес и имя в форму ниже.
Подпишись на рассылку "Дневник предпринимателя" от Андрея Зацепина.
Вы будете получать:
- Анализ изменений законодательства в предпринимательской сфере, малом и среднем бизнесе Украины.
- Разъяснения по отчетности, срокам и уплате налогов и сборов.
- Разъяснения положений Налогового кодекса Украины.
- Консультации по коммерческой деятельности, проверкам ГНА и других органов власти. Никакого СПАМ! Рассылка только по теме предпринимательства! Самое важное и актуальное!
При подписке Вы также получите специальный бесплатный бонус - электронную книгу - "39 способов заработка в сети Интернет" от автора рассылки.