Президент Украины П. Порошенко 10 марта 2015г. подписал закон «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда» от 02.03.2015 г. № 219-VIII. Закон опубликован в прессе, вступил в действие с дня, следующего за днем публикации.
Бизнес сообщество Украины критически приняло изменения в уплате ЕСВ, принятые в декабре 2014г., указав на недостатки принятых изменений в закон. Фактически правительство Украины, народные депутаты, этими изменениями не создали реальных условий для уменьшения ставки ЕСВ в 2015г. для предприятий, которые уплачивают высокую "белую" зарплату. Не созданы условия уменьшения ставки ЕСВ в 2015г. и для предпринимателей Украины. Свои предвыборные обещания в парламент премьер А. Яценюк не выполнил.
Заложеная норма в законе об уменьшении ставки ЕСВ в 2016г. "для всех" также не вселяет уверенности бизнесменам и предпринимателям в завтрашнем дне. Есть горький опыт не выполнения своих обязательств политиками и правительством, изменений законов, как говорят "под ёлочку".
По изменениям от 2 марта, в 2015 году понижающий коэффициент 0,4 применяется к ставке ЕСВ в случае выполнения плательщиком одновременно следующих условий:
а) база начисления ЕСВ в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце увеличилась минимум на 20 % по сравнению со среднемесячной базой начисления ЕСВ плательщика за 2014 год;
б) после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце составит не менее, чем среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 год;
в) количество застрахованных лиц в отчетном месяце, которым начислены выплаты, не превышает 200 % среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика за 2014 год. Это последнее условие не касается физлиц-предпринимателей и самозанятых физлиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно.
СмБН (зо) 2014 - среднемесячная база начисления единого взноса для плательщика в 2014 году в расчете на одно застрахованное лицо - это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, на которую начисляется единый взнос / количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году / СМК (со) 2014;
БН (зо) - база начисления единого взноса на одно застрахованное лицо за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и / или вознаграждение по гражданско-правовому договору, - это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, на которую начисляется единый взнос в отчетном Луну в 2015 году / количество застрахованных лиц плательщика в отчетном месяце 2015 года, которым начислены выплаты;
СМК (зо) 2014 - среднемесячное количество застрахованных лиц плательщика за 2014 - это суммарное количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты в каждом месяце в 2014 году / количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году;
СмП (зо) 2014 - среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо в 2014 году - это сумма начисленного единого взноса за 2014 / количество отчетных месяцев плательщика в 2014 году / СМК (со) 2014;
СП (зо) м - средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце - это сумма начисленного единого взноса в отчетном Луну в 2015 году / количество застрахованных лиц в отчетном месяце 2015 года, которым начислены выплаты.
Если в результате расчета коэффициента его значение составляет менее 0,4, то плательщик применяет коэффициент 0,4.
Коэффициент применяется в том числе при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы.
Коэффициент не применяется плательщиками единого взноса, указанным в абзаце седьмом пункта 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, выплачивают денежное обеспечение.
Рассчитан коэффициент и размер единого взноса указываются с тремя знаками после запятой.
При расчете коэффициента показатели за 2014 определяются на основании отчетности плательщика единого взноса, представляемом в соответствии с требованиями настоящего Закона.
В случае применения коэффициента плательщик единого взноса отмечает об этом в отчете.
Плательщик единого взноса, применил коэффициент и не уплатил начисленный единый взнос в установленные Законом сроки, лишается права в будущем применить коэффициент до полной уплаты такой недоимки (задолженности). Право на применение коэффициента возобновляется с месяца, в котором была уплачена такая недоимка (долг).
С 1 января 2016 при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и / или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью пятой и абзацем вторым части шестой статьи 8 Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование "для плательщиков единого взноса, указанных в абзацах втором, третьем, четвертом и седьмом пункта 1 части первой статьи 4 настоящего Закона, применяются с коэффициентом 0,6".
В изменениях от 28 декабря 2014г. к уплате ЕСВ было 4 условия. Сейчас условия уменьшения ставки ЕСВ смягчили, но они всё также для многих предприятий и предпринимателей Украины не выполнимы. Правительство попыталось простимулировать создание новых рабочих мест (условие - Б), но ведь есть предприятия, мастерские, парикмахерские, СТО, магазины, где невозможно увеличить количество рабочих мест, так нет увеличения спроса на их услуги и товары, часто нет даже возможности увеличить площадь помещения для бизнеса, чтобы создать нове рабочие места.
Нужно принять отдельное решение по предпринимателям, которые работают в сфере улуг и торговле, которые имеют до 5 наемных работников, по снижению для этой категории плательщиков ЕСВ. Кстати, такой законопроект зарегистрирован в ВР Украины. Он касается работающих самозанятых лиц в сфере услуг возрастом более 40 лет. Также необходимо изменить условия применения кассовых аппаратов для предпринимателей на едином налоге. Ведь с 1 июля - 3 группа, с 1 января 2016г. - 2 группа обязаны их применять! А нынешнее состояние бизнеса многих предпринимателей в регионах просто не позволяет даже найти средства на их приобретение!
А ведь можно принять изменения по применению кассовых аппаратов (РРО) предпринимателями в зависимости от численности населения в городе, от величины торгового зала, от количества наемных работников, так как приняли условия применения платежных банковских терминалов для предпринимателей в 2013г. Эти проблемы будут обсуждать предприниматели на своем всеукраинском съезде в конце этого марта.
Готово ли правительство Украины, народные депутаты ВР Украины дать реальные стимулы для развития предпринимательства в Украине? Дать возможность ремесленникам, мастеровым украинцам, самозанятым кормить себя и свою семью, уплачивать умеренные налоги в бюджет Украины. Или наоборот - увеличить безработицу и расходы бюджета на социальные пособия не работающим - покажет уже ближайшее время.
Подпишитесь на рассылку "Дневник предпринимателя. Украина." Вы будете получать 2-3 раза в
месяц новости, налоговые консультации в сфере предпринимательства в Украине. Только важное и актуальное. Без
СПАМ.