Парламентом Украины приняты изменения по уплате ЕСВ в Украине на 2015г.
28 декабря 2014г. депутатами ВР Украины в ходе обсуждения был принят закон № 77-VIII о реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда. 31 декабря 2014г. его подписал Президент П. Порошенко.
В Украине давно «назрела» реформа нагрузки налогов и сборов на фонд оплаты труда, фактически на заработную плату. Налоги и сборы на заработную плату в сумме составляют порядка 55-60% от самой заработной платы. Это заставляет многих работодателей выплачивать нелегальную заработную плату в «конвертах» без уплаты налогов, вместе с официальной - по ведомости. Тем самым в бюджет Украины не попадают десятки миллиардов гривен налогов и сборов от «теневой» заработной платы.
Во многих странах ЕС нагрузка на заработную плату в виде налогов и сборов существенно ниже и составляет от 23% в Мальте до 42,8% в Италии и Бельгии по статистике за 2013г.. В Эстонии – это 35%, в Хорватии – 29,2, в Великобритании – 25,2%, Кипр – 28,8%, Германия – 37,8%, Франция – 39,5%, Польша – 33,9%, Литва – 31.9%. (Статистика взята из информации подготовленной Кабинетом Министров Украины).
Наибольшую нагрузку на заработную плату в Украине составляет единый социальный взнос (ЕСВ), основная сумма которого идет в ПФ Украины, а небольшая часть в другие социальные фонды страхования. Закон о едином социальном взносе приняли в 2010г. , введен в действие с 2011г. Его уплачивают все работодатели и предприниматели. Ставка ЕСВ на заработную плату составляет от 34,7% до 49,7%, из заработной платы работника – 3,6%.
Предыдущее правительство Украины и Премьер Н. Азаров, Вице-премьер С. Тигипко не раз обещали снижение ЕСВ для бизнеса в Украине, но так и не сделали этого.
Правительство А. Яценюка с марта по ноябрь 2014г. также не инициировало пересмотр ставок ЕСВ в сторону снижения, объясняя это поиском компенсаторов для потерь поступлений в ПФ.
Нынешний состав Кабинета Министров Украины под руководством А. Яценюка под давлением общественности, бизнесменов, предпринимателей осенью 2014г. всё-таки заявил о решимости снижения ставок ЕСВ в Украине. Были вынесены для обсуждения экспертным сообществом даже несколько концепций снижения ЕСВ. Основная, к которой склонялся украинский кабмин и премьер Яценюк – это снижение ставки ЕСВ до 16% только лишь с суммы заработной платы, превышающей 2 минимальной заработной платы в Украине.
Хотя в Концепции реформирования зарплатных налогов, изначально предложенной для обсуждения обществом, экспертами было 2 варианта:
- 1 вариант: 37% ЕСВ с минимальной заработной платы и 19% с превышения минимальной зарплаты;
- 2 вариант: 41% ЕСВ с минимальной заработной платы и 15% с превышения минимальной зарплаты.
Экономические эксперты раскритиковали эти предложения Кабинета Министров Украины, называя такую реформу половинчатой и не дающую стимулов для выведения зарплат из «тени» и создания новых рабочих мест.
Само экспертное сообщество, бизнесмены и предприниматели Украины предлагали снижение ЕСВ для всех категорий плательщиков до 25-30%. Дефицит же ПФ пока наполнить средствами, которые снять с обслуживания чиновников центральных и областных органов власти. В дальнейшем такой честный подход от правительства к реформированию ЕСВ и расходов бюджета привёл бы к более честной позиции бизнеса в выводе зарплат из «тени», в создании новых рабочих мест в Украине.
Были и другие предложения. Например, привязать снижение ЕСВ к созданию нового рабочего места на предприятии или у предпринимателя. Предлагалось при создании нового рабочего места имеющийся ЕСВ у предпринимателя или работника предприятия делить на две части, между новым работником и старым (17+17). Это привело бы к сохранению текущих поступлений в ПФ, но к созданию новых рабочих мест, к созданию новой прибыли, к дополнительному поступлению налога на доход.
После дискуссий премьер А. Яценюк на своей пресс-конференции после принятия Программы нового правительства заявил о новой реформе ЕСВ:
«Мы предлагаем провести все это в течение трех лет. В 2015 году ставка ЕСВ – 25%, в 2016 – 20%, в 2017 – 15%. Мы бы хотели сразу поставить 15%, но есть проблема – нечем будет платить пенсии. И мы надеемся, что бизнес выйдет из тени, мы уменьшим ставки налогов. При этом мы получим больше доходов, потому что зарплаты в конвертах не будут выплачивать. И чем больше будет легализованных зарплат, тем меньше государство будет облагать налогом такие зарплаты».
Это заявление А. Яценюка прозвучало до внесения проекта Государственного бюджета Украины на 2015г. в парламент.
Что же было принято 28 декабря в парламенте Украины по реформе ЕСВ?
В заключительных и переходных положениях принятого закона №77-VIII п.3 установлено:
Установити, що з 1 січня 2015 року при нарахуванні заробітної плати (доходів) фізичним особам та/або при нарахуванні винагороди за цивільно-правовими договорами ставки єдиного внеску, встановлені частиною п’ятою статті 8 та статтею 10 Закону України "Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування" для платників єдиного внеску, визначених в абзацах другому та третьому пункту 1 частини першої статті 4 та статті 10, застосовуються з коефіцієнтом 0,4 (крім виключень, передбачених цією частиною), у випадку, якщо платником виконуються одночасно такі умови:
1) загальна база нарахування єдиного внеску за місяць, за який нараховується заробітна плата (дохід) та/або винагорода за цивільно-правовими договорами, в 2,5 рази або більше перевищує загальну середньомісячну базу нарахування єдиного внеску платника за
2014 рік; або якщо загальна база нарахування єдиного внеску не перевищує в 2,5 рази, або більше загальну середньомісячну базу нарахування єдиного внеску платника за 2014 рік, то платник замість коефіцієнту 0,4 застосовує коефіцієнт, що розраховується шляхом ділення загальної середньомісячної бази нарахування єдиного внеску платника за 2014 рік на загальну базу нарахування єдиного внеску за місяць, за який нараховується заробітна плата (дохід) та/або винагорода, за цивільно-правовими договорами (але в будь-якому випадку коефіцієнт не може бути менше 0,4);
2) середня заробітна плата по підприємству збільшилася мінімум на 30 відсотків у порівнянні з середньою заробітною платою за 2014 рік;
3) середній платіж на одну застраховану особу після застосування коефіцієнта складе не менше ніж 700 гривень;
4) середня заробітна плата по підприємству складе не менше трьох мінімальних заробітних плат.
Это означает, что при соблюдении вышеуказанных 4 условий работодатели могут применять коэффициент 0,4 к ставке ЕСВ в 2015г.
Фактически, такими изменениями законодатели хотели стимулировать повышение заработной платы (вывод её из «тени») снижением ставки ЕСВ на определенный коэффициент.
Что же получилось?
Тот бизнес, предприятия , которые работали как положено, уплачивая все налоги, выплачивая по ведомости всю заработную плату, без черной бухгалтерии, остались «за боротом» реформы. Увеличить среднюю заработную плату на 30% в нынешнем состоянии экономики им просто невозможно.
А вот те, кто платил «налом», а теперь покажут рост зарплаты на 30% в ведомости, те получат снижение ЕСВ.
Далее. Средняя заработная плата не менее 3-х минимальных зарплат в Украине есть только в 25% работодателей Украины. Эту статистику приводил сам кабмин в той же Концепции предложенной зарплатной реформы.
Малый и средний бизнес Украины просто не попадает под действие такой «реформы» ЕСВ в 2015г. А до 2016г. Украине ещё нужно дожить.
С такими «реформами» от правительства и законодателей Украины нетрудно предложить, что власть ожидает очередной социальный взрыв в начале весны 2015г., если не будут приняты изменения к принятым законам.
А бежать нынешнему правительству от народного гнева некуда, в отличие от В. Януковича и Н. Азарова…
Подготовил информацию Андрей Зацепин. 13.01.2015г.
Подпишитесь на рассылку "Дневник предпринимателя. Украина." Вы будете получать 2-3 раза в
месяц новости, налоговые консультации в сфере предпринимательства в Украине. Только важное и актуальное. Без
СПАМ.