интернет-журнал Солист.

Solist

интернет - журнал
сентябрь 2013г.

Пользовательского поиска
Подарки, сувениры

Главная

Уважаемые читатели интернет-журнала "Солист". Мы начинаем публикацию очень интересных писем, очерков, заметок русского писателя Алексея Толстого, в которых Алексей Толстой высказывает собственное мнение о том времени, творчестве, эмиграции.

Трилогия британской писательницы Э.Л.Джеймс. 150 оттенков человеческой души.

Лауреаты премии им.Олеся Гончара в 2013г.

Лауреатами Гоголевской премии-2012 стали писатели из Киева Алексей Курилко и Андрей Миллер.

Загадки убийства Джона Кеннеди. Признания Марины Освальд-Портер.

Андрей Зацепин. Пьеса "Одно утро и один вечер из семейной жизни".

Последний роман Сергея Жадана "Ворошиловград" стал обладателем премии «Книга года Би-би-си 2010».

Надежда Бурцева.Рассказ. Ледоход.

Приключение Ники и её друзей. Часть 2.
Глава 1. Глава 2. Новая весна.
Глава 3. Рембо.

Стихи о любви.

Осенняя поэзия.

Молодые украинские поэты.
Стихи Александра Ткачинского.
Стихи Эллы Евтушенко.

Заметка Алексея Толстого "О себе".

О себе.

Писатель Алексей ТолстойЯ ограничиваюсь краткими сведениями. Подробная и обстоятельная автобиография должна писаться в конце жизни, когда намеченные высоты пройдены и костры страстей рассыпались пеплом. Тогда, если ценен художник, - ценен и его рассказ о себе.

Что можно сказать о себе на середине пути? Что из сделанного важнейшее? Какие события в жизни должны быть отмечены? Не знаю. Спрошу у товарищей литераторов: кто из них уверен в своей нужности, кто думает, что именно он – соль в сложнейшей и таинственной кухне, где кипит сегодняшняя жизнь? Уверенности этой ни у кого нет. У Пушкина, Достоевского, Льва Толстого она была, - там было другое время, - творческая личность высоко маячила над сонной равниной жизни. А у нас уверенности нет, - мы кипим в чудовищном котле,- вверх и вниз – сегодня на поверхности, завтра на дне. Под знаком вопроса даже право на существование самого искусства. Цивилизация Нового Света скинула его с баланса жизни. Быть может, вместе со средневековьем оно останется позади, в отбросах истории, когда человечество перешагнет через пыль и грохот организации нового хозяйства? Наши взгляды туда – в неведомый день. И там – лишь неясные очертания, грандиозные призраки.

Уверенность в одном: отъединенная от всех жизнь души, одно сердце в пустоте вселенной, «я» как центр мира, лишь снящегося мне,- всё это миновало навсегда. Рассыпался средневековый дом человека, с железными решетками, с окованной гвоздями дверью. Сегодня мы связаны круговой порукой со всеми точками жизни на всех трехстах шестидесяти меридианах. Это растущее, всё заполняющее чувство связи и зависимости и есть демон нашего искусства. Ни кружок ценителей, ни десяток тысяч любителей литературы,- завтра перед нами миллиард, не знающих снисхождения и пощады.

Что могу сказать о себе? Мне сорок пять лет. Я намереваюсь сделать больше (и лучше) сделанного до сих пор. По образованию инженер-технолог без диплома. Помню появление чудес: электрической лампочки, фонографа, автомобиля и аэроплана. Помню, как железную дорогу называли «чугункой» и не любили на ней ездить. Моя мать ушла от страшной, как кошмар, жизни с отцом и унесла меня грудным. Я рос с матерью и вотчимом в разоряющейся усадьбе в степях Самарской губернии. Вотчим считался красным в уезде, в 90-х годах он сделался (это было неисповедимо, это могло быть только в России) помещиком-марксистом и, конечно, вылетел в трубу. В 1901 году я студент Петербургского Технологического института. Влечения к литературе у меня не было никакого. Однажды я сочинил десяток стишков любовного содержания. Мама (писательница, роман – «Неугомонное сердце», повести – «Захолустье», впоследствии – детские книги, псевдоним – Александра Бостром) сказала по поводу стишков: «Очень серо, скучно». Так оно и было. Больше всего маме хотелось, чтобы я стал писателем. Она умерла (1906 год), уверенная, что этого никогда не случится.

В Петербурге я ходил к одному человеку (кажется, он служил в Министерстве путей сообщения) – Константину Петровичу. У него не хватало какого-то пустяка, винтика, чтобы стать гениальным в любой области,- в этом я до сих пор твердо уверен. Он познакомил меня с новой поэзией – Бальмонтом, Вячеславом Ивановым, Брюсовым. В мезонине, в жарко натопленной комнатке, почти касаясь головой потолка, он читал стихи.Он говорил о них, выворачивая губы, по штукатуренным стенам металась его усатая, бородатая тень, - он черт знает что говорил. На верстаке, рядом с лампой, стояла построенная им модель пространства четвертого измерения. Закутываясь дымом, он впихивал меня в это четвертое измерение.

В 1907 году я начал писать жестокие стихи и бегал их читать на мезонин Константину Петровичу,- вывертывался наизнанку, чтобы он похвалил. В 1908 году напечатал первый рассказ в «Неве». Потом в один серенький денек, оказалось в моем кошельке 100 рублей на всю жизнь (и неоконченный институт), и, не раздумывая, я кинулся в мутные воды литературы.

Дальнейшее - трудный путь борьбы, работы, работы, познания, падения, отчания, взлётов, восторгов, надежд и всё возрастающего к себе требования.

Постановка первой пьесы «Насильники» - в 1913году в Московском Малом театре. Большой общественный скандал…Несколько лож (занятых сибирскими помещиками) свистали в ключи. После десятого представления пьесу запретили на императорской сцене.

Оглядываюсь, думаю, что потребность в творчестве определилась одиночеством детских лет: я рос один в созерцании, в растворении среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самих труб; весенний шум вод, крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года, рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность (учился я разумеется скверно)… Вот поток дивных явлений, лившихся в глаза , в уши, вдыхаемый, осязаемый…Я медленно созревал, в дальнейшем медленно вживался в современность, но вжившись, воспринял её всеми чувствами. Меня могут упрекать в чрезмерной эпичности, но происходит она не от безразличия, а от любви к жизни, к людям, к бытию.

Алексей Толстой.

Опубликована заметка впервые – в 1-м томе 15-томного Собрнания сочинений, издаваемого Гизом и одновременно дублируемого издательством «Недра» (1929-1930).

 

 

Алексей Николаевич Толстой (родился 29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская Империя — 23 февраля 1945, Москва) — русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Член комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков (1942). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941; 1943; 1946, посмертно).

Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня». В Первую мировую войну — военный корреспондент. Совершил поездку во Францию и Англию (1916).

После Октябрьской революции, в 1918—1923 гг., Алексей Толстой находился в эмиграции (Константинополь, Берлин, Париж), впечатления от которой отразил в сатирической повести «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924).Вернулся в Россию.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». Автор трилогии «Хождение по мукам» (1922—1941), исторического романа Петр 1 (кн. 1—3, 1929—1945, не окончен), повести «Хлеб» (1937), многих пьес, очерков, рассказов.

Некоторые крупные произведения автор подвергал впоследствии серьезной переработке — романы «Сёстры», «Гиперболоид инженера Гарина», «Эмигранты» («Чёрное золото»), пьесу «Любовь — книга золотая» и др.

В 1936—1938 годах, после смерти А. М. Горького, А. Н. Толстой возглавлял Союз писателей СССР.

А. Н. Толстой — академик АН СССР (1939), депутат ВС СССР 1-го созыва с 1937 года.

Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на Краснодарском процессе. Один из фактических соавторов знаменитого обращения Молотова-Сталина 1941 года, в котором советские лидеры призывают народ обратиться к опыту великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.

А. Н. Толстой умер 23 февраля 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

 

Rambler's Top100

Solist2.com.ua 2009-2013г. Реклама на сайте
© использование и копирование материалов сайта разрешается при наличии прямой ссылки на сайт и указания автора материала.
Наш электронный адрес: solist2@gmail.com