Мораторий на проведение проверок бизнеса органами госнадзора продлен на 2017г. в Украине.
Дневник предпринимателя. Украина.
В ноябре 2016г. депутаты ВР Украины приняли законопроект №2418а "О внесении изменений в закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" относительно либерализации системы государственного надзора". За соответствующее решение проголосовали 232 народных депутата.
Согласно пояснительной записке, законодательный акт предусматривает внесение изменений в 14 статей закона "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Такие изменения, в частности, касаются:
- распространения действия закона на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий государственного контроля органами государственной фискальной службы, государственного надзора за соблюдением требований ядерной безопасности; государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации; государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения;
- расширения перечня основных принципов государственного надзора (контроля), в частности закрепление презумпции правомерности поведения субъекта хозяйствования (по аналогии с презумпцией правомерности решений налогоплательщика, закрепленной в ст. 4 Налогового кодекса Украины) и недопущения установления плановых показателей или любого другого планирования о привлечении субъектов хозяйствования к ответственности;
- планирования мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) исключительно на годовой период с отменой квартальных планов и установления запрета на их изменение;
- установления жестких ограничений периодичности и продолжительности плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля);
- конкретизации и сужения оснований для осуществления внеплановых мер по осуществлению государственного надзора (контроля), установления порядка уведомления субъекта хозяйствования о проведении такого мероприятия;
- уточнения (сужения) объема полномочий органов государственного надзора (контроля);
- расширения объема прав субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля), в том числе расширение оснований для отказа в допуске должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению государственного надзора (контроля) и предоставления права требовать прекращения осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) при превышении максимальных сроков его проведения;
- освобождения субъекта хозяйствования, должностных лиц субъекта хозяйствования - юридического лица от ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении деятельности субъекта хозяйствования;
- расширения положений по консультативной поддержке субъектов хозяйствования органам государственного надзора (контроля); освобождения от ответственности субъектов хозяйствования, если они действовали согласно консультации органа государственного надзора (контроля);
- расширения прав общественных объединений относительно представительства и защиты прав субъектов хозяйствования в сфере государственного надзора (контроля).
При этом действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие во время осуществления мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, государственного экспортного контроля, контроля за соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции.
Цитата: "Статья 6. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при проведении мероприятий надзора (контроля) органом государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг, органом, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сферах безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела, и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного финансового контроля, и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного экспортного контроля, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии, и его территориальными органами, государственной службой Украины по вопросам труда и его территориальными органами, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства Украины и является уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации, органами государственного архитектурно строительного контроля (надзора), центральным органом исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Национальным банком Украина, Антимонопольным комитетом Украины."
В этот перечень не входят сотрудники МЧС (пожарная инспекция), то есть на них распространяется мораторий на проверки, которые они должны проводить только по согласованию с Государственной регуляторной службой (ст.3 закона № 1728-VIII).
Для согласования орган государственного надзора (контроля) представляет Государственной регуляторной службе копию соответствующего обращения физического лица и обоснование необходимости проведения проверки. Государственная регуляторная служба рассматривает представленные документы и предоставляет согласования или мотивированный отказ в предоставлении согласования в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.
Форма и порядок предоставления согласования на проведение внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав утверждаются Государственной регуляторной службой.
До 31 декабря 2017 года законом Украины от 03.11.2016 г. № 1728-VIII (реєстр. № 3153) установлен мораторий на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых проверок.
Внеплановые проверки до этой даты проводятся только по следующим основаниям:
- по обоснованному обращению физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав;
- по письменному заявлению субъекта хозяйствования;
- по решению суда;
- в случае наступления аварии, смерти потерпевшего в результате несчастного случая, связанной с деятельностью субъекта хозяйствования.
Внеплановые проверки проводятся только после получения согласования Государственной регуляторной службы. При этом на сайте данного органа согласование должно быть размещено до начала проведения проверки. Если проверяемому субъекту не предъявлено согласование, то он имеет право не допустить проверяющих к проведению проверки.
В ст.7 п.2 этого закона Украины № 1728-VIII установлено:
На время действия моратория на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) субъектов хозяйствования приостановить действие:
- второго предложения абзаца пятого части первой статьи 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2007 г.., № 29, ст. 389 с последующими изменениями);
- Закон Украины "Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012, № 49, ст. 558 ; 2015, № 11, ст. 75).
Подготовил информацию Андрей Зацепин 16.01.2017г. Получить его налоговую консультацию - эмейл solist2@gmail.com
Дневник предпринимателя
Подпишитесь на рассылку "Дневник предпринимателя. Украина." Вы будете получать 2-3 раза в месяц новости, налоговые консультации в сфере предпринимательства в Украине. Только важное и актуальное. Без СПАМ.