интернет-журнал Солист.

Solist

интернет - журнал
октябрь 2014г.

Пользовательского поиска

Главная

С 1 июля 2014г. в Украине изменился размер помощи при рождении ребенка.

Новое правительство Украины обнародовало программу первоочередных целей и задач правительства.

Новый закон № 657-VІІ с 1 января 2014г. вносит изменения для ведения предпринимательства, бизнеса в Украине.

О бюджете и реформах в Украине.

1. О бюджете.

В прошлом году украинские политики и экономисты живо обсуждали проблему недовыполнения плана доходов госбюджета, нарастающего бюджетного дефицита, спорили о том, какой суммы достигнет этот дефицит к концу года.

А в этом году - "тишина". Никто не обсуждает процент выполнения бюджета, размер дефицита... Это приводит к мысли о том, что данные о выполнении бюджета в 2014 году засекречены и они недоступны широкой аудитории.

Но, оказывается, это не так. На сайте Минфина есть данные о выполнении Госбюджета (за 8 месяцев 2014 года). Они общедоступны, но их достаточно сложно анализировать, поскольку перестали поступать в бюджет налоги из Крыма, а также части Донбасса, но при этом соответствующего секвестра бюджета проведено не было и правительство управляет бюджетными расходами в "ручном" режиме, определяя приоритеты бюджетных расходов, исходя из текущей, оперативной обстановки. То есть попросту "латает дыры"...

Но давайте все-таки, попробуем проанализировать бюджетные показатели этого года.

Итак, общие доходы бюджета выросли на 13 млрд гривен по сравнению с таким же периодом прошлого года ( с 217 до 230 млрд гривен). Однако, если внимательно посмотреть за счет чего достигнут этот "рост доходов", то мы увидим, что Нацбанк Украины за этот период перечислил в бюджет на 8 млрд. гривен больше, чем в прошлом. А значит рост налоговых поступлений всего 5 (пять) миллиардов гривен!

Теперь давайте вспомним, что год назад курс доллара был 8 грн, а сейчас 13 гривен. Это значит, что (в сопоставимых показателях, цифрах) Украина фактически потеряла 50% бюджетных поступлений! А если учесть, что в стране есть отрасли, в которых расходы уже невозможно сокращать (например, сфера образования, где учителя получают зарплату на уровне прожиточного минимума), и есть сферы, в которых расходы необходимо значительно увеличить (например, оборона и охрана границы), то в прочих сферах мы имеем удручающую картину, а в некоторых - КАТАСТРОФУ.

В частности за эти восемь месяцев расходы на здравоохранение сокращены на 2 миллиарда, а расходы на образование на один миллиард гривен. Учитывая падение курса национальной валюты - это настоящая КАТАСТРОФА.

И, невзирая на такое беспрецедентное сокращение расходов на «социалку», расходы госбюджета превысили доходы на 34 млрд гривен (за аналогичный период прошлого года дефицит был "чуток больше" - 35 млрд. гривен, но тогда не урезали "социалку").

Ситуация с бюджетом Пенсионного фонда еще "печальнее", там дефицит нарастает еще стремительнее, поскольку Крым и Донбасс перестали делать отчисления на пенсионное страхование, но пенсии старикам и инвалидам из этих регионов выплачивают. Их нельзя не выплачивать, ибо это поставит наших сограждан на грань нищеты и голода.

Кто-то начнет защищать Правительство и Премьера, говоря о войне и о том, что отпал Крым и Донбасс. Но ведь это были дотационные регионы !!??

Если Украина перестала дотировать Крым, дотировать угольную отрасль Донбасс и платить большие регрессы шахтерам, то бюджетная "картина" должна была бы улучшиться.

О реформах.

Если мы проанализируем заявления нашего Премьер-министра А. Яценюка и Президента П. Порошенко о предстоящих "радикальных" реформах, то не найдем там конкретики. Даже если мы попытаемся настойчиво искать, то максимум, что мы узнаем : реформы будут "радикальными" и они подробно описаны на шести сотнях страниц.

Объясняется это просто - наш Президент и Правительство вынуждены проводить те экономические реформы, которые "предпишут" МВФ и Мировой банк (МБ), поскольку они являются нашими главными кредиторами и донорами. Поэтому программу предстоящих реформ в Украине надо искать в аналитике, прогнозах и планах МВФ и МБ, а не в "многостраничных" планах реформ и выступлениях руководителей страны.

И тут кроется большая опасность - МВФ и МБ дают общие и универсальные рекомендации, целью которых являются наполнение бюджета, сокращение государственных расходов, создания условий для инвестиций и повышения деловой активности. Но "универсальность" этих рекомендаций, к сожалению, как правило, не учитывает национальной, в частности украинской специфики, без анализа и учета которой реформы будут обречены на провал или будут не столь успешными, как ожидалось.

Какова же эта украинская специфика?

Во-первых, сейчас страна остро нуждается в ПОПУЛИЗМЕ. Это звучит парадоксально, но в нынешней накаленной (а вернее раскаленной "до красна") обстановке в обществе нужно делать то, что требуют массы, толпа, народ. Иначе будет социальный взрыв, погромы, политические убийства, самосуд. И тогда уж не нужны будут никакие реформы....

Кстати, народ - отнюдь не глуп, когда требует того, чтобы богатые платили больше налогов, чтобы министры и депутаты ездили на работу в троллейбусах и метро, жили в обычных двух- трехкомнатных квартирах в обычных домах, среди обычных людей. Чтобы были ликвидированы медучреждения и больницы для элиты, ликвидированы пенсии в 40 тысяч и даже 100 тысяч гривен в месяц чиновникам времен Януковича и Кучмы. Чтобы были проведены показательные судебные процессы над теми, кто воровал из бюджета, брал взятки, захватывал земли заповедников, озера, леса. Чтобы дети государственных служащих высокого ранга жили и учились в Украине. То есть, народ хочет честности в проведении реформ.

Народ хочет чтобы "власть предержащие" начали экономить и "затягивать пояса" с себя. У Украины есть шанс доказать, что слово "популизм", происходящее от латинского "народ" - это не ругательное слово, а выполнение властью требований народа.

Если же этого "популизма" не будет, а отечественные реформы пойдут по давно апробированной схеме, которую можно обозначить следующей фразой : "легче всего взять деньги у бедных. У них денег не много, но зато бедных много"... то такие реформы вызовут неприятие и негодование у большинства граждан и будут обречены на провал.

Есть и иная украинская специфика, заключающаяся в невиданном уровне коррупции и игнорировании прав граждан на всех уровнях, начиная с ЖЭКа и заканчивая высшими государственными служащими.

Эксперты МВФ видят только надводную часть "айсберга" коррупции и опрометчиво считают, что ее легко уничтожить. Как бы не так! Думаю, что бороться с коррупцией надо широким фронтом, в том числе меняя законы, с тем, чтобы меньше требовалось разрешений и согласований, а больше практиковался заявительный порядок, уходить от бесконечных форм и анкет для автоматизированной обработки, а слушать "живого человека" и видеть в нем полноправного гражданина.

Что же касается игнорирования прав граждан, повсеместного унижения их человеческого достоинства, то это проблема имеет еще более глубинные корни. Начнем с того, что когда 200 лет назад в Европе активно обсуждали ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, бурно развивалась наука и промышленность, в царской России пан мог за ночь в карты проиграть село в 300 душ крепостных, выменять кузнеца с семьей на пару борзых щенков или молодую девку себе для утех. Отношение к людям, как к быдлу, проявляется и нынче во всем.

Мы даже уже не обращаем внимания, как проходя вечером покупаем у стоящих на лютом морозе и ветру продавцов продукты. Кто же их поставил торговать на морозе? Кто собственник этой торговой "точки" ?

А каково состояние охраны труда и техники безопасности на еще работающих предприятиях ? Ужасающее ! И повсеместно, тотально нарушение трудовых прав граждан, выплата неофициальной зарплаты, ненормированный рабочий день, незаконные увольнения.

Безусловно, для успешности реформ по модернизации страны ключевыми должны стать создание условий для прихода иностранных инвестиций, упрощение системы налогообложения и снижение налоговых ставок для малого и среднего бизнеса, реформирование банковской системы. Однако, не учитывать вышеуказанную "национальную" специфику нельзя. Иначе реформы и все благие намерения, невзирая на огромные усилия, потерпят фиаско, не будут приняты народом, озлобленным, нищим, недовольным народом.

Пусть эксперты и консультанты МВФ и Мирового банка задумаются над вопросом : смог бы Рузвельт вывести США из ужасающего кризиса, получившего название Великая депрессия, если бы выполнял их рекомендации, а не принимал бы решения самостоятельно, исходя из реалий текущего момента и настроений американцев ?

И были бы успешными реформы Рузвельта, если бы ему не поверил американский народ?

В. А. Галдецкий для журнала "Солист"
28 октября 2014г.

Редакция журнала "Солист" предлагает присоединиться к дискуссии и другим экспертам, юристам, экономистам на тему роли правительства в реформах в Украине.

Ещё статьи автора

Экономический кризис, его природа и причины.

Материалы по теме

Япония предоставит кредит Украине для проведения реформ.

31 июля 2014г. депутаты ВР Украины приняли изменения к Государственному бюджету Украины.

Депутатами Украины вновь приняты изменения в Налоговый Кодекс Украины.

Экономика и предпринимательство

Вернуться на главную


Украинская Баннерная Сеть
Rambler's Top100

Solist2.com.ua 2009-2014г. Реклама на сайте
© использование и копирование материалов сайта разрешается при наличии прямой ссылки на сайт и указания автора материала.
Наш электронный адрес: solist2@gmail.com