Solist

интернет - журнал
июль 2010г.

Пользовательского поиска

Верховной Радой проект Налогового Кодекса Украины вынесен на всенародное обсуждение.

8 июля Верховная Рада поддержала постановление о вынесение на всенародное обсуждение проекта Налогового кодекса.

Таким образом, парламент принял решение до 14 июля передать Кабинету министров текст проекта Налогового кодекса, подготовленного комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики ко второму чтению с учетом предложений всех субъектов права законодательной инициативы.

Рада также поручила Кабинету министров обеспечить обнародование текста проекта Налогового кодекса, а также надлежащие условия для проведения его всенародного обсуждения. Правительству также поручили обобщить результаты всенародного обсуждения проекта Налогового кодекса и до 5 сентября подать их в Верховную Раду.

Парламент также рекомендовал Кабмину разработать и подать в Верховной Раду законопроект о государственном бюджете Украины на следующий год на основе нового Налогового и Бюджетного кодексов Украины.

Кроме того, комитету Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики поручено внести на рассмотрение парламента во втором чтении доработанный с учетом результатов всенародного обсуждения проект Налогового кодекса до 10 сентября.

Постановлением возложен контроль за выполнением данного постановления на председателя Верховной Рады Владимира Литвина, который являлся же и автором этого постановления.

Согласно документу, также предлагается провести парламентские слушания по вопросу налоговой реформы в сентябре-октябре т.г. Кроме того, проектом постановления предусматривается провести голосование за все разделы Налогового кодекса, кроме первого, через 14 календарных дней после голосования за первый раздел, для того чтобы адаптировать нормы специальной части кодекса к терминологии, определенной в первой его части. «Если отдельный раздел Налогового кодекса будет проголосован, то при голосовании за последующие разделы Налогового кодекса предварительно проголосованный текст не может быть изменен», - сказано в документе.

В то же время документ предусматривает, что проект Налогового кодекса принимается в целом до завершения работы седьмой сессии Верховной Рады шестого созыва и вступает в силу с 1 января 2011 г.

Как сообщал УНИАН, 17 июня Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект Налогового кодекса, внесенный на рассмотрение парламента Кабинетом министров.

В ходе доработки правительственного проекта Налогового кодекса депутаты подали 5,4 тысяч поправок, которые невозможно было рассмотреть не шестой сессии парламента.

23 июня Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ, выступая на расширенном заседании Кабмина, заявил, что проект Налогового кодекса в нынешней редакции не будет иметь поддержки в Верховной Раде и нуждается в серьезной доработке. «Считаю, что Налоговый кодекс в сегодняшнем виде не является сбалансированным и требует серьезной доработки, и я уверен, что на сегодняшний день он не имеет достаточной поддержки в парламенте, поэтому нужно над ним работать», - сказал Президент.

7 июля на заседании Комитета по экономическим реформам В.ЯНУКОВИЧ сообщил, что он имел дискуссию относительно острых вопросов настоящего документа с премьер-министром Николаем АЗАРОВЫМ.

«Но это не значит, что мы будем сводить эту работу до выяснения отношений. Кое-кто считает, что снижение налогов, которое мы предлагаем по НДС, налога на прибыль, уже произошли, а все остальное можно отрегулировать как кому хочется. Уже созданы лоббистские группы – мы их знаем - которые уговаривают депутатов, что принимать, а что нет», - сказал Президент и отметил: «Мы не будем делать кодекс ни под одну лоббистскую группу».

«Кодекс будет сделан под страну. И в некоторых направлениях, безусловно, он не будет популярен, но это – закон, который будет приближать нас к европейским стандартам, стандартам прозрачности, к которым мы так с вами стремимся», – подчеркнул глава государства.

«Мы хорошо понимаем, что сможем это сделать только осенью. И уже на основе этого Налогового кодекса и Бюджетного кодекса мы будем формировать новый бюджет 2011 года. Безусловно, мы эту работу должны завершить вместе с принятием бюджета до конца этого года», – подчеркнул В.ЯНУКОВИЧ.

Вице-премьер-министр Сергей ТИГИПКО на парламентских слушаньях по налоговому кодексу сказал о том, что к проекту достаточно внести 300 поправок, а не 5 тысяч, кроме этого нужно принять около 50 законодательных актов.

15 июля Премьер-министр Николай Азаров в своем выступлении на встрече с представителями деловых кругов заявил, что В ближайшее время модернизированный проект Налогового кодекса будет опубликован в газете "Урядовий кур’єр".

Как передает ЛІГАБізнесІнформ, Н.Азаров подчеркнул, что более 5 тысяч поправок к документу, поданных народными депутатами, - это попытка "торпедировать" проект Налогового кодекса.

"Понятно, что пять тысяч поправок документ изменяют до неузнаваемости и делают невозможным его принятие. Мы рассмотрели, как ни трудно нам это было, все пять тысяч поправок, и мы отобрали 300 поправок, которые мы учтем, из 5300. Мы примерно с 300 поправками согласились уже, и в ближайшие несколько дней этот вариант, который рассмотрен, кстати, комитетом по вопросам налоговой политики Верховной Рады, этот вариант будет опубликован в "Урядовому кур’єрі", и примерно месяц мы ждем от бизнеса предложений к этому варианту. Потом мы еще раз соберемся и посмотрим и попытаемся найти баланс между необходимостью создать условия для инвестиций и необходимостью собирать налоги. Налоговая служба не может быть службой уговоров. Да, она должна быть партнером для бизнеса, но для честного бизнеса", - сказал Премьер.

Напомним, что Проект Налогового кодекса предусматривает снижение ключевых налогов всего на три года, а также создание налоговой конкуренции между регионами (ставки налога на прибыль в различных городах и районах могут отличаться почти на 5%).

Местные власти готовы переманивать предприятия, устанавливая низкие ставки. Но бизнесмены уверяют, что налоговой лазейкой воспользуются лишь небольшие компании, работающие на потребительском рынке.

Районные власти также опасаются миграции компаний, но не к ним, а от них. "Данная норма будет способствовать тому, что бизнес начнет переходить в города, где властям будет выгодно предоставить предпринимателям такую льготу",- отметил председатель Жмеринковского райсовета Фёдор Гайдур. Проблема заключается и в том, что, по словам главы секции малых городов Ассоциации городов Украины, мэра Украинки (Киевская область) Павла Козырева, районные советы будут устанавливать размеры ставок для всего района, тогда как небольшие города не будут иметь таких полномочий. "Неправильно, что руководство малых городов не будет обладать этими полномочиями. Мы уже обращались в Министерство финансов с просьбой пересмотреть этот вопрос",- отметил он.

"В законопроекте отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски коррупционных нарушений",- говорится в пояснительной записке к документу. Президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко признает возможность заключения особых договоренностей между властями и предприятиями о снижении ставки налога, но считает, что местные власти не смогут значительно ее снизить: "Минфин запланирует для регионов такой уровень налоговых поступлений, что они будут вынуждены взимать налоги по 5-процентной ставке. Иначе местные власти, которые не выполняют план, рискуют остаться без государственных дотаций и субвенций".

Законопроект предполагает значительно сократить перечень видов деятельности, которые будут облагаться налогом по упрощенной системе.

Об этом сообщает издание "Зеркало недели" со ссылкой на источник в Кабинете министров. По данным издания, в Кабмине рассчитывают, что ужесточение условий для "упрощенцев" принесет в госбюджет дополнительных 25 млрд. в год.

По планам Кабмина не смогут воспользоваться упрощенной системой все виды финансовых учреждений: банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании; учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, страховые и перестраховые брокеры, страховые агентства и регистраторы ценных бумаг. Компанию им составят общественные и неприбыльные организации.

Ограничения для физических лиц-предпринимателей по видам деятельности включают: розничную продажу подакцизных товаров (кроме пива), торговлю ювелирными изделиями, юридические и бухгалтерские услуги, управление предприятиями, инженерные услуги, технические испытания и исследования, рекламную деятельность, подбор персонала, посредничество в сфере недвижимости.

Ограничения для юридических и физических лиц-предпринимателей, кроме того, налагаются по таким видам деятельности как: игорный бизнес, обмен валют, производство и оптовая торговля подакцизными товарами, внешнеэкономическая деятельность, оптовая торговля, финансовое посредничество, работа с драгоценными металлами, добыча и продажа полезных ископаемых, организация торговли, сдача недвижимости в аренду, торговля предметами искусства и антиквариатом, услуги в сфере телерадиовещания, услуги охранных фирм и детективных агентств.

Проект налогового кодекса предполагает введение пятилетних налоговых каникул для малого и среднего бизнеса.

Правительство в Налоговом Кодексе предлагает снизить налог на прибыль для юрлиц и ставки НДС, ввести акциза на газ и электроэнергию и освободить от налога на прибыль, полученную от продажи энергосберегающего оборудования.

Во-первых, Кабмин предлагает Раде снизить налог на прибыль для юрлиц до 20% в 2011 (сейчас предприятия платят 25%). С 2014 года налог будет ежегодно снижаться на 1 п.п. до 17%.

Также проект кодекса предполагает предоставление специальных льгот, направленных на стимулирование привлечения инвестиций и финансирования инновационных проектов. В частности предусмотрена возможность предоставления инвестиционно-инновационного кредита, льготы на инвестирование в объекты инфраструктуры, которые передаются в государственную и коммунальную собственность.

Во-вторых, правительство хочет поэтапно снижать ставку НДС с 20% до 17% в период с 2012 по 2014.

Третье нововведение - с 2014 года ввести акцизный сбор на природный газ и электроэнергию. Правительство предлагает ввести акциз с целью реализации регулирующей функции относительно энергосбережения.

Четвертая инновация предусматривает освобождение от обложения налогом на прибыль 80% прибыли предприятий, которая получена от продажи энергосберегающей продукции собственного производства, а также 50% прибыли от реализации энергосберегающих проектов.

Пятое изменение касается введения налога на депозиты в размере 5%.

"Эксперты ассоциации "Украинский кредитно-банковский союз" считают, что в проекте Налогового кодекса (зарегистрированного 15 июня 2010 года) полностью нивелируется понятие банковской тайны", - говорится в сообщении.

Как объясняют специалисты УКБС, проект Налогового кодекса предусматривает раскрытие банками информации о наличии и движении средств на счетах плательщика налога - юридического лица с указанием сумм, назначений и оснований осуществления платежа, номеров счетов контрагентов, названия банка контрагента.

Должностным лицам органов государственной налоговой службы кодекс предоставляет право получать бесплатно от НБУ и финучреждений справки, копии документов о наличии банковских счетов, информацию о наличии и движении средств на счетах налогоплательщика, а также получать информацию относительно операций по счетам субъектов хозяйствования по вопросам налогообложения или валютного контроля.

УКБС отмечает, что действующим законом "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что органам Государственной налоговой администрации по их письменному требованию по вопросам налогообложения или валютного контроля раскрывается информация относительно операций по счетам конкретного юрлица или физлица - субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени.

Кроме этого, банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена отмечены в документах, соглашениях и операциях клиента.

Предложенная в правительственном проекте Налогового кодекса реформа упрощенной системы налогообложения резко уменьшит интерес предпринимателей к ее применению, анализирует Алексей Молдован Центра антикризисных исследований, сообщает www.epravda.com.ua .

В случае принятия таких изменений, данный налоговый режим окажется интересным только для мелких производителей и субъектов, занимающихся кустарным производством.

С точки зрения государственных интересов, правительственный вариант упрощенной системы является приемлемым, поскольку перекроет ключевые схемы минимизации налогообложения, но он нарушает баланс интересов между государством и бизнесом, поскольку не предложил последнему новых возможностей, которые бы компенсировали негативные последствия сужения сферы и масштаба применения упрощенной системы налогообложения .

Правительственный вариант реформы оказался чрезмерно асимметричным. Чувствуется, что в процессе разработки проекта кодекса доминировала позиция налоговиков, которые указывают, что упрощенная система является ключевым инструментом минимизации налогообложения.

Одновременно, вместо решения проблем определенного налогового режима, удобным представляется его отмены или ограничения до тех пределов, за которыми он теряет свою суть. В этом контексте стоит упомянуть СЭЗ и ТПР, фискальная эффективность которых была повышена, но за счет фактического уничтожения данных налоговых режимов.

Аналогичный подход сейчас применяется к упрощенной системе налогообложения. При формальном сохранении данного института правительство создало такие ограничения, которые делают его недоступным и неинтересным для предпринимателей, занимающихся бизнесом, а не предоставлением мелких бытовых услуг.

Очевидно, что правительство в условиях кризиса руководствовался, прежде всего, фискальным приоритетом. С целью перекрытия схем минимизации налогообложения в проекте Налогового кодекса введены следующие мероприятия.

1. Сужена сфера применения упрощенной системы налогообложения. Отдельные категории самозанятых лиц - аудиторы, бухгалтеры, юристы, консультанты - потеряли право на применение данного режима.

Кроме того, в перечень видов деятельности, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения, добавлены оптовую торговлю, торговлю через интернет, деятельность в сфере развлечений, производство, экспорт, импорт и продажу подакцизных товаров, продажа топлива, кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 10 литров, добычу и производство драгоценных металлов и камней.

2. Введены "испытательный" срок для новых субъектов предпринимательской деятельности, которые намерены перейти на упрощенную систему налогообложения.

Документ определяет, что плательщиками налога являются физические лица-предприниматели, которые в течение четырех кварталов, предшествующих периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, соответствуют совокупности определенных критериев.

Таким образом, для перехода на упрощенную систему физическим лицам необходимо проработать на общей системе налогообложения в течение года с доходом не более 500 000 гривен и количеством работников, не превышающей десяти человек. Возможно, это коллизия, а возможно, это должно предотвратить создание однодневных фирм.

3. Исключены из сферы применения упрощенной системы деятельности, связанной с организацией торговли на рынках или в торговых объектах. По мнению разработчиков, это позволит ликвидировать одну из распространенных схем минимизации налогообложения.

4. Ограничено право на регистрацию плательщиком НДС. В правительственном варианте кодекса отмечается, что СПД, которые избрали упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины.

Также для юридических лиц устанавливается ставка единого налога в размере 6% базы налогообложения вместо двух ставок - 10% с включением НДС и 6% плюс НДС.

Вероятно, так правительство пытается уменьшить объемы минимизации уплаты НДС за счет расширения налогового кредита на основании выдачи налоговых накладных СПД, работающих на упрощенной системе и зарегистрированы плательщиками НДС.

Обращают на себя внимание другие интересные нормы. Плательщики единого налога не являются плательщиками большинства обязательных платежей, в том числе земельного налога и сбора за воду, но с замечанием, что эта норма действует с 1 января 2011 до 31 декабря 2015. Итак, с 2016 года эти налоги выведут из состава единого.

Названы ограничение для упрощенной системы обоснованы. Они нашли бы поддержку в обществе, если бы их введения компенсировалось увеличением предельных границ выручки, которая бы позволяла предпринимателям развивать свой бизнес.

Однако правительство отказалось расширять эти границы. Проектом кодекса предусматривается установить следующие предельные уровни годового дохода: для физических лиц оставить на уровне 500 000 гривен, для юридических лиц - увеличить вдвое до 2 млн гривен.

Это решение резко диссонирует с декларациями правительства о поддержке малого и среднего бизнеса. Начиная с 1998 года, когда была введена упрощенная система налогообложения, ИПЦ вырос в 5,5 раза, минимальная зарплата - в 20 раз.

Несмотря стабильность предельной границы выручки, которая дает возможность применять упрощенную систему налогообложения, высокая инфляция снизила реальный допустимый показатель более чем в пять раз.

Слабым утешением стало то, что правительство отказалось от повышения фискальной нагрузки. Для физлиц-предпринимателей сохраняется нынешний диапазон ставок, а для юридических лиц ставка снижается до 6% с включением в нее НДС.

Кроме того, с 2011 года по 2014 год введены налоговые каникулы для физических лиц, годовой доход которых не превышает 300 000 гривен в год, которые предоставляют населению бытовые услуги, а также введен нулевую ставку для юридических лиц, объем дохода которых не превышает 100 000 гривен .

Анализ предложенной программы реформ Президентом Украины В. Януковичем.

Анализ закона "О государственном бюджете Украины на 2010 год".

В Украине принята новая редакция закона "О предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем".

Экономические реформы в Украине: миф или реальность?

Вернуться на главную

Solist2.com.ua 2009-2010г. Реклама на сайте
© использование и копирование материалов сайта разрешается при наличии прямой ссылки на сайт и указания автора материала.
Наш электронный адрес: solist2@gmail.com