Solist

интернет - журнал
май 2010г.

Пользовательского поиска

Анализ закона "О государственном бюджете Украины на 2010 год".

27 апреля ВР Украины в задымленном зале, практически без обсуждения утвердила Государственный бюджет Украины на 2010г. Президент Виктор Янукович подписал этот закон № 2154-VI перед своим визитом в Беларусь. Закон опубликован и основные его положения вступили в действие с 1 января 2010г. Его можно прочитать в Интернете на сайте ВР Украины.

Законом установлены общие доходы бюджета в сумме 267 451 994,9 тыс грн,в том числе доходы общего фонда Государственного бюджета – в сумме 218 691 258,1 тыс грн и доходы Специального фонда бюджета – в сумме 48 760 736,8 тыс грн.

Расходы Государственного бюджета на 2010 год утверждены в сумме 324 016 473,7 тыс грн, в том числе расходы общего фонда Государственного бюджета – 244 487 144,8 тыс грн и расходы специального фонда бюджета – 79 529 328,9 тыс грн.

Проект бюджета рассчитан, исходя из таких прогнозных макропоказателей: номинальный ВВП - 1,083 трлн. грн., темпы роста ВВП - 3,7%, инфляция (декабрь к декабрю) - 13,1%, фонд оплаты работы - 338,9 млрд. грн.

Фактически планируемы расходы бюджета превышают доходы на 57 745 369,9 тыс грн – это с учётом возвращения в госбюджет 2010 года выданных ранее кредитов на сумму 5.679.781,3 тыс. грн и выдачи новых(!) на сумму 6.860.672,4 тыс грн.


57 745 369,9 тыс грн - это 5,33% валового внутреннего продукта (ВВП), в частности, по общему фонду - 25,2 млрд. грн., или 2,3% ВВП.

Дефицит бюджета в сумме 57 745 369,9 тыс грн распределяется следующим образом:25 238 106,7 тыс грн- дефицит общего фонда государственного бюджета и 32 507 263,2 тыс грн - специального фонда госбюджета.

За счёт чего правительство Азарова-Януковича планирует погасить дефицит бюджета почти в 57,7 млрд грн?

Эту расшифровку даёт Дополнение 2 к Бюджету 2010, в котором правительство планирует погасить дефицит бюджета за счёт внутренних и внешних заимствований в сумме 76 462 165,6 тыс грн и поступлений от приватизации в сумме 10 000 000 тыс грн. Из этой суммы нужно вычесть - 28 716 795,7 тыс грн финансирование по активным операциям, а в частности- размещение денежных средств на депозитах или приобретение ценных бумаг. Получится желаемые 57 745 369,9 тыс грн общего дефицита бюджета.

Как видим основной источник погашения дефицита бюджета 2010 – это внутренние и внешние заимствования, причем одолжить внутри государства в 2010 году планируется порядка 66 млрд грн, отдать -17 млрд грн, внешние заимствования планируются – 34 млрд грн, отдать нужно – более 6,7 млрд грн.

Вот такая арифметика. Украина вновь будет жить в долг, и расходы бюджета планируются за счёт новых заимствований! Да, это и понятно, сложно было свести бюджет даже до такого дефицита, учитывая «наследие» правительства Тимошенко и длящийся кризис экономики.

Давайте посмотрим, куда правительство направляет расходы государства?

Наибольшая сумма расходов - 67 770 853,0 тыс грн запланировано на покрытие расходов пенсионного фонда Украины. Вдумайтесь в эту цифру – 5-я часть бюджета(!), т.е. каждая 5-я грн расходов идет на финансирование пенсий в текущем году! Если посмотреть расшифровку этой суммы в Дополнении 3 к бюджету, то на покрытие пенсионного обеспечения льготников будет направлено - 33 808 914,3 тыс. грн, а на покрытие дефицита ПФ - 29 595 703,8 тыс грн.

В Украине давно назрела реформа пенсионного обеспечения. Кстати, принятый закон о пенсиях с 2004г. предусматривает эти реформы. Введение нескольких уровней пенсионного обеспечения, введения накопительного пенсионного страхования, но постоянная политическая нестабильность Украины, а затем и экономический кризис не дали возможность провести эти реформы. Теперь «пожинаем» плоды…

А МВФ для снижения нагрузки на бюджет теперь требует увеличения пенсионного возраста вместо проведения реформ.

Наверное, честнее было бы заявить правительству, что на 2010г. убираем льготное пенсионное обеспечение. О необходимости таких мер заявляли многие политики в ходе предвыборной компании, в том числе и из нынешней команды Януковича.А эти 33 млрд грн направить в экономику. Это могло быть и строительство мостов, о которых говорил кандидат в президенты Янукович, другие целевые проекты, и даже – кредитование малого и среднего бизнеса под развитие производства и много, много других проектов для развития производства и экономики. Но … к чему споры и решения, ведь проще эти деньги просто проесть!

На культуру и туризм запланировано – 1,727 млрд грн, на оборону 13,47 млрд грн, на науку и образование – 20,359 млрд грн (где отдельной строкой – 54,5 млн грн на физическую подготовку молодёжи!), на Чернобыль - 4 005 265,5 тыс грн, 6,7 млрд грн на охрану здоровья, на молодёжь и спорт -1,46 млрд грн, почти 3,155 млрд грн на подготовку к ЕВРО -2012, 1,055 млрд грн геологам, санаторное лечение ветеранов -78,4 млн грн, разовая помощь ветеранам – 601 млн грн, 20,4 млн грн комитету ветеранов, 30 млн грн(!)- на утилизацию боеприпасов, а министерству ЖКХ – 56,5 млн грн!

Кстати, на госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства - 34,93 млн грн, а на микрокредитование малого бизнеса в Дополнении 4 запланировано аж - 15 млн грн! Как Вам, а?

4,838 млрд грн на государственную налоговую администрацию, 56,5 млн грн (!) на антимонопольный комитет, 24.7 млн грн(!) на госагентство инвестиций, 317 млн грн на секретариат кабмина, 2,43 млрд грн - на СБУ, 391.5 млн грн – внешней разведке, 875,67 млн грн- на ВР Украины, а на управление госделами – 1 051 млрд грн! Фактически расходы на содержание ВР Украины увеличены по сравнению с 2009 годом!

Напрашивается вопрос – А как же заявленная экономия в 20% в первых указах президента?

Также в расходной части бюджета указаны новый прожиточный мнимум на 2010 год и минимальная заработная плата, где правительство заложило цифры, принятые соответствующим законом 2009 года.Так, ст. 52 бюджета установлено, что прожиточный минимум на одно лицо в месяц с 1 января – 825 грн, с 1 апреля – 843 грн , с 1 октября – 861 грн, с 1 декабря 875 грн.

Интересно смог бы кто-то из депутатов или чиновников высшего ранга прожить месяц на эти деньги?

Статьёй 53 установлен новый размер минимальной заработной платы: с 1 января – 869 грн, с 1 апреля – 884 грн, с 1 июля – 888 грн, с 1 октября – 907 грн, с 1 декабря – 922 грн.

Вводится также почасовая оплата: с 1 января – 5,2 грн в час, с 1 апреля – 5,29 грн, с 1 июля -5,32 грн, с 1 октября – 5,43 грн, с 1 декабря – 5,52 грн.

На основе этой статьи бюджета 5 мая правительство приняло соответствующее постановление № 330 о введении минимального размера почасовой оплаты труда.

Недостатком бюджета является то, что при расчетах бюджета для первого тарифного разряда сохранен и не проиндексирован уровень, определенный в октябре 2008 года - 545 грн. Но правительство установило за собой право повысить этот уровень.

В доходной части запланировано поступление уже установленных законами налогов, также ст.4 установлено, что Национальный банк Украины в 2010 году вносит в госбюджет Украины превышение доходов над расходами Нацбанка в сумме не менее 10 млрд грн.

Представляет интерес положение ст. 18 , где установлено, что министр финансов Украины имеет право(!) в текущем бюджетном году осуществлять на конкурсных началах или путём проведения аукционов размещение временно свободных денежных средств единого казначейского счёта и валютных средств госбюджета на депозитах(!) или путём приобретения государственных ценных бумаг с дальнейшим возвратом этих средств в бюджет 2010!

Совсем недавно, в ходе предвыборной компании, в передаче Большая политика с Евгением Киселёвым Николай Азаров обвинял правительство Тимошенко в нецелевом использовании бюджетных средств, размещении их на депозитах, размахивая в студии этими документами и тут же, в бюджете 2010г. узаконивает эту норму! Понравилась новация Тимошенко?

Радует, что убрали из бюджета статьи дотирующие производство птицы, а ввели доплату на одну корову, которая в наличии на 1 января 2010 года. Подымаем животноводство! Вот только сумма дотации пока не определена.

А как решена проблема невозвращённого НДС предыдущим правительством, спросите Вы?

Статья 25 госбюджета гласит:

«Осуществить возмещение налога на добавленную стоимость плательщикам, у которых суммы налога задекларированные к возмещению до 1 мая 2010 года, подтверждены проверками и не возмещены на дату вступления в силу данным Законом, путем их оформления облигациями внутреннего государственного займа сверх объемов, установленных дополнением N 2 к данному Закону, с соответствующей коррекцией предельного объема государственного долга, определенного статьей 10 данного Закона, со сроком обращения пять лет.

На объем выпущенных государственных облигаций Украины Министерство финансов Украины увеличивает соответствующие показатели финансирования государственного бюджета сверх объемов, утвержденных в дополнении N 2 к данному Закону и уменьшает доходы, определенные в дополнении N 1 к данному Закону.

Порядок выпуска, обращения, погашения отмеченных облигаций внутреннего государственного займа, а также начисление процентов на них утверждается Кабинетом Министров Украины, при этом должно быть обеспечено равенство условий для всех плательщиков налога относительно определения способа возмещения налога на добавленную стоимость, добровольность осуществления такого возмещения и заинтересованность всех плательщиков налога».

Что это значит? Это значит, что если до 1 мая у налогоплательщика не проверили заявленный на возмещение НДС, то он превращается в облигацию государства сроком на 5 лет. Эту ценную бумагу бизнес может реализовать до истечения срока только с дисконтом, как минимум в 20%. Ведь тому, кто купит эту бумагу, государство отдаст живые деньги аж через 5 лет с определённой процентной ставкой.

Понятно, что НДС проверят не всем с 28 апреля по 1 мая(!),а вот кто достучался, кому успели, очень интересно может быть службе по борьбе с коррупцией!

Также одно из нареканий в адрес Тимошенко от “регионалов” касалось возмещения НДС зернотрейдерам натурой – то есть зерном. Вволю покритиковав Тимошенко, правительство Азарова теперь достойно оценили ее интеллектуальное достояние и… продлили практику возмещения НДС зерном статьей 88 свежепринятого закона о бюджете.

Правительство также оставило себе манёвр статьями 75,77,78 в выпуске дополнительного объёма государственных облигаций при невыполнении доходной части бюджета.

Сохранило право распоряжаться средствами стабилизационного фонда (ст.74).

Ну, и что ещё бросилось в глаза, это ст. 72, которой установлено , что арендатор государственного или коммунального имущества, срок действия договора которого заканчивается имеет право его продлить, но не более чем на 2 года! В прошлом бюджете Тимошенко эта норма была на три года!

Что это значит? Это значит, что через два года арендатору придется вновь потратиться на оценку помещения, пройти процедуру конкурса, в ходе которой ему могут ещё и отказать в помещении! Вдруг появятся наиболее выгодные предложения!

Мелочь, но именно из таких мелочей складывается картина заботы нынешней власти о малом и среднем бизнесе.

Уже сейчас при исполкомах вновь созданы комиссии, которые начинают «приглашать» и заслушивать предпринимателей из сферы торговли, услуг.Проводить с ними беседу по поводу увеличения заработной платы наёмным работникам, увеличения платежей в бюджет.

Похоже, правительство Азарова вновь идёт по тому же пути увеличения администрирования и давления на бизнес. Понятно, что в кризисный период проблематично собрать в бюджет запланированные доходы, но …одними фискальными методами бюджет не наполнить! Необходимо создать условия для вывода из тени млрд гривен, уменьшения объёма теневой экономики Украины, возврата огромных валютных средств из офшоров, но это тема уже для другого разговора.

Андрей Зацепин. Андрей Зацепин
18.05.2010г.

Экономические реформы в Украине: миф или реальность?

Украинский пОрыв ликвидирован! Тимошенко отправили в отставку.

Кабмин Тимошенко скрыл реальный дефицит бюджета за 2009г. и не выполнил его ни по одному показателю.

Вернуться на главную

Solist2.com.ua 2009-2010г. Реклама на сайте
© использование и копирование материалов сайта разрешается при наличии прямой ссылки на сайт и указания автора материала.
Наш электронный адрес: solist2@gmail.com