Анализ нового Закона Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции».
07.04.2011 года Верховная Рада Украины приняла предложенный Президентом Украины Виктором Януковичем Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» N 3206-VI, 8 июня 2011г. В.Янукович подписал данный закон.
Ранее был отменен пакет антикоррупционных законов, которые должны были вступить в действие с 01.01.2011 года, а именно: Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений», «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предупреждению и противодействию коррупции». Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» № 3206-VI (далее по тексту – Закон) вступает в силу 1 июля 2011 года, кроме статьи 12 «Финансовый контроль», которая вступает в силу с 1 января 2012 года.
Новый закон о противодействии коррупции нужен был украинскому обществу давно, его положения активно обсуждались депутатами, политиками, журналистами с начала 2011г. Основным вопросом для обсуждения этого Закона было положение о декларировании чиновниками не только своих доходов, но и своих расходов!
Ведь не секрет для простого украинца то, что чиновник может ездить на автомобиле ценой более 100тыс. грн в 50 его месячных зарплат, может иметь большой дом или квартиру ценой до полумиллиона и выше грн, регулярно отдыхать на лучших европейских курортах, и при этом получать месячную зарплату в 2,5-5 тыс. грн!
Именно это рождает в обществе недоверие к власти, стимулирует взяточничество, рождает вседозволенность лиц у власти, убивает у молодёжи желание честно работать.
Коррупция в Украине превратилась в фактор финансового успеха близких к власти людей, в фактор сдерживания иностранных инвестиций в Украину, в фактор, сдерживающий экономический рост в Украине и соответственно – сдерживания благосостояния украинских граждан. Поэтому обществу давно нужен был новый закон о противодействии коррупции, который дал бы инструменты для борьбы и выявления коррупции.
Анализируя принятый новый Закон № 3206-VI можно сказать, что инструменты для борьбы с коррупцией общество получило, а вот как ими воспользуются правоохранительные органы, общество?!
Необходимо отметить, что Закон распространяется на публичные и частные общественные отношения, то есть охватывает не только государственные структуры, а и физических и частных юридических лиц.
В ст.1 Закона дано понятие коррупции и коррупционного правонарушения.
Корупція - використання особою, зазначеною в частині першій
статті 4 цього Закону, наданих їй службових повноважень та
пов'язаних із цим можливостей з метою одержання неправомірної
вигоди або прийняття обіцянки/пропозиції такої вигоди для себе чи
інших осіб або відповідно обіцянка/пропозиція чи надання
неправомірної вигоди особі, зазначеній в частині першій статті 4
цього Закону, або на її вимогу іншим фізичним чи юридичним особам
з метою схилити цю особу до протиправного використання наданих їй
службових повноважень та пов'язаних із цим можливостей;
Корупційне правопорушення - умисне діяння, що містить ознаки
корупції, вчинене особою, зазначеною у частині першій статті 4
цього Закону, за яке законом установлено кримінальну,
адміністративну, цивільно-правову та дисциплінарну
відповідальність;
Дано понятие – близкие люди и члены семьи.
Близькі особи - подружжя, діти, батьки, рідні брати і сестри,
дід, баба, онуки, усиновлювачі, усиновлені, а також інші особи,
які спільно проживають, пов'язані спільним побутом і мають взаємні
права та обов'язки із суб'єктом, зазначеним у частині першій
статті 4 цього Закону;
Члени сім'ї - особи, які перебувають у шлюбі, їхні діти,
особи, які перебувають під опікою і піклуванням, інші особи, які
спільно проживають, пов'язані спільним побутом, мають взаємні
права та обов'язки, у тому числі особи, які спільно проживають,
але не перебувають у шлюбі.
Дано понятие неправомерной выгоды.
Неправомірна вигода - грошові кошти або інше майно, переваги,
пільги, послуги, нематеріальні активи, що їх без законних на те
підстав обіцяють, пропонують, надають або одержують безоплатно чи
за ціною, нижчою за мінімальну ринкову;
В ст.3 Закона изложены основные принципы предупреждения и противодействия коррупции.
В ст.4 Закона обозначены субъекты ответственности за коррупционные правонарушения. Нужно отметить, что эта статья охватывает не только государственные структуры, а и физических и частных юридических лиц, которых могут привлечь за коррупционные деяния.
П.1 этой статьи 4 Закон дает перечень лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций или местного самоуправления.
В п.2 ст.4 Закона дан перечень лиц, которые для целей этого Закона приравниваются к особам, уполномоченным на выполнение государственных функций или местного самоуправления.
П.3 ст.4 этого Закона дает определение лиц, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лиц, специально уполномоченных на выполнение таких обязанностей у юридических лиц частного права независимо от организационно-правовой формы.
П.4 этой ст.4 Закона определяет, что под ответственность согласно этого Закона попадают должностные лица юридических или физических лиц, в случае получения неправомерной выгоды.
Статьёй 5 этого Закона № 3206-VI определены субъекты, которые осуществляют мероприятия по предупреждению и противодействию коррупции.
Это Президент Украины, Парламент, органы прокуратуры и другие органы государственной власти, которые действуют на основании и в рамках законов, являются субъектами, осуществляющими меры по предупреждению и противодействию коррупции. Также, Президентом Украины создается специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики.
Непосредственно осуществлять действия по выявлению, прекращению, расследованию коррупционных правонарушений Законом уполномочиваются: органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины.
Координацию действий всех обозначенных выше органов будет осуществлять Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
В случае выявления фактов коррупции нужно письменно уведомить об этом специально уполномоченный орган в борьбе с коррупцией.
В ст.6 Закона изложены ограничения по использованию своего служебного положения должностными лицами и государственными служащими.
Статья 7 дает ограничения по совмещению депутатов и чиновников с другими видами деятельности.
Статьёй 8 Закона установлено, что лицам, определенных п.1 (а,б), п.2 ст.4 Закона запрещается получать подарки (пожертвования) от юридических и физических лиц за решения, действия или бездействия в интересах дарящего, от подчиненных лиц.
В то же время этой же статьёй разрешаются подарки в сумме до 50% от минимальной заработной платы на 1 января текущего года, которые дарятся в целях гостеприимства, но эти подарки становятся государственной или коммунальной собственностью!
В ст.9 установлено запрещение иметь в подчинении близких лиц.
Эта норма была и в прошлом законе о коррупции, вот только не везде её соблюдают. Например, местные органы. Часто так, если папа заместитель городского головы, или начальник управления, или мер, то здесь же в исполнительной власти работает и сынок, или дочь.
Ст. 10 Закона содержит новые положения о том, что, если чиновник увольняется, то он не имеет права заключать договора в ходе предпринимательской деятельности с предприятиями, которые были под контролем этого бывшего чиновника!
Также запрещается представлять интересы какого-либо лица, в т. ч. в суде, где другой стороной есть орган, где работал бывший чиновник!
Эта новая норма Закона ограничивает права человека! И введена она, скорее всего, вследствие перехода бывших работников налоговой, милиции, прокуратуры в так называемый «противоположный» лагерь бизнесменов и предпринимателей.
С 1 января 2011г. согласно ст.11 Закона будет проводиться специальная проверка лиц, которые претендуют на выполнение государственных функций или на должности в местном самоуправлении.
Также с 1 января 2012г. вводится в действие ст. 12 Закона, где определено, что лица, определённые в п.1 , п.2 (а) ч.1 ст.4 Закона, а также стремящиеся занять такую должность, подают декларацию об имуществе, доходах, затратах и обязательств финансового характера за прошлый год.
По поводу формулировки этой статьи Закона были основные споры вокруг Закона. Предлагалось, что расходы должны декларировать и близкие люди, но затем эта норма так и не была принята!
Кстати, 2 июня Виктор Янукович подписал закон № 3334-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования организационно-правовых основ борьбы с преступностью и коррупцией", которым устранены несогласованности в тексте принятого антикоррупционного Закона.
Согласно уточнениями к Закону, в декларацию о доходах отдельно вноситься сведения о расходах на имущество, находящееся в частной собственности, и на имущество, находящееся в аренде. За отчетный год также декларируются единовременные затраты, если они равны или превышают 150 тыс. грн.
Ст. 15 Закона № 3206-VI определена обязательная антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, которую будет осуществлять Министерство юстиции Украины.
В ст.16 Закона № 3206-VI говорится о предоставлении информации по запросу.
Разделом 3-м Закона № 3206-VI обусловлено участие общественности в мероприятиях по предупреждению и противодействию коррупции.
До 15 апреля текущего года специально уполномоченный орган в борьбе с коррупцией должен обнародовать отчет о результатах проведённых мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции.
Раздел 4 Закона № 3206-VI определяет ответственность за коррупционные деяния.
Министерство юстиции обязано создать Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения, который будет наполняться на основании судебных решений о привлечении лиц к ответственности за коррупцию. Информация об указанных лицах должна подаваться в Единый реестр через 3 дня после вступления в силу соответственного решения суда.
Лица, в отношении которых вступило в силу решение суда о привлечении их к ответственности за коррупционное правонарушение, подлежат увольнению в трехдневный срок.
Лицо, в отношении которого составлен административный протокол за коррупционное правонарушение, может быть отстраненно от исполнения служебных обязанностей по решению начальника.
Ст.24 установлено, что нормативно-правовые акты, решения, принятые вследствие коррупционных действий могут быть отменены должностным лицом или в судебном порядке.
Интересно, что ч.2 этой ст. 24 определено ничтожность правового действия, совершенного с коррупционной целью!
Анализируемым Законом вносится ряд изменений в законодательные акты, в частности, Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен Главой 13-А «Административные коррупционные правонарушения». В Кодекс добавлено восемь самостоятельных составов административных правонарушений.
Можно отметить статью 172-9 КУоАП: «Непринятие предусмотренных законом мер по предотвращению коррупционных правонарушений, а в случае выявления коррупционного правонарушения - для его прекращения, письменного уведомления уполномоченными на это лицами о его совершении -
влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан ".
То есть, физические и должностные лица предприятий также могут быть привлечены к ответственности за не уведомление о правонарушении или за не принятие мер для прекращения правонарушения.
Все коррупционные административные правонарушения рассматриваются судом. Новшеством является то, что в этом судебном процессе обязательным является участие прокурора (представителя прокуратуры). Также обязательна явка самого правонарушителя, а в случае неявки осуществляется привод органами внутренних дел.
Также внесено ряд дополнений и изменений в Уголовный кодекс Украины, которыми увеличивается количество составов преступлений, уточняются некоторые составы и ужесточаются санкции в отношении коррупционеров.
Раздел 7 Закона посвящен международному сотрудничеству.
Ст. 31 Закона установлено, что, если международными договорами установлены другие правила противодействия коррупции, чем в Украине, то применяются правила международных договоров!!
Раздел 8 содержит конечные и переходные положения Закона.
Итак, закон по борьбе с коррупцией есть. То есть у общества, власти есть инструмент для борьбы с коррупцией. А вот как мы его будем использовать, это ещё вопрос?
Для эффективной борьбы с коррупцией нужна добрая воля и желание высших должностных лиц. «Рыба гниет с головы» - есть известная пословица.
Если власть будет жить по двойным стандартам, а то и по тройным, то борьба с коррупцией превратится в обычную отчетность и формальность, под которую попадут местные неугодные чиновники и должностные лица.
И только лишь, когда общество поймет, что развитие государства невозможно без воровства бюджетных средств, без реальной борьбы с коррупцией, только тогда мы можем реально улучшить благосостояние страны, в которой живём.
Андрей Зацепин
Вернуться на главную
|