Обзор выборов Президента Украины. Часть 2.
До президентских выборов в Украине осталось меньше месяца и можно подвести уже первые итоги предвыборной президентской компании. Социологи исследуют рейтинги кандидатов, сами кандидаты в Президенты и их штабы мобилизуют все имеющиеся ресурсы для успешной предвыборной компании, а граждане Украины определяются со своим выбором.
17 декабря в интервью агентству РИА-Новости социолог холдинга Research & Branding Group Евгений Копатько обнародовал новые рейтинги кандидатов в Президенты.
Согласно проведенным социологическим исследованиям компании Research & Branding Group за Виктора Януковича на 17 декабря готовы проголосовать 33% избирателей, за Юлию Тимошенко – 16%, затем плотной группой идут Яценюк, Тигипко, Ющенко, Литвин, Симоненко, у которых от 4 до 6% поддержки.
В период с 1 по 6 декабря в Украине проведены также социологические исследования Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которые обнародованы там же – в агентстве РИА-Новости. В нем приняли участие 1200 человек из 40 городов. Статистическая погрешность не превышает 4%.
Согласно этим исследованиям, если бы выборы состоялись в начале декабря, Янукович получил бы 34% голосов.
Януковича поддерживают, в первую очередь, жители Восточного региона страны (47%), отмечают эксперты ВЦИОМ. Далее, по данным опроса, следуют самовыдвиженец, бизнесмен, экс-глава Нацбанка Сергей Тигипко (11%) и премьер-министр Юлия Тимошенко (10%, за нее проголосовали бы, в первую очередь, жители Западного региона - 19%).
Меньше голосов набирают экс-спикер Арсений Яценюк (6%, его чаще поддерживают на западе - 10%), лидер Компартии Петр Симоненко (3%), спикер Владимир Литвин, лидер ультранационалистической партии "Свобода" Олег Тягнибок (по 2%).
Действующего президента Украины Виктор Ющенко, по данным исследования, поддержали бы лишь 3% опрошенных. 7% украинцев сообщают, что отметили бы в бюллетене пункт "против всех".
Во втором туре социологи ситуацию прогнозируют таким образом:
- Согласно проведенным социологическим исследованиям компании Research & Branding Group - во втором туре отрыв Януковича от Тимошенко увеличивается с 15% до 20%.
- По результатам опроса ВЦИОМ - во втором туре президентских выборов украинцы хотели бы видеть, в первую очередь, Януковича (45%) и Тигипко (27%). Далее следуют Тимошенко (19%), Яценюк (17%), Литвин (8%) и Симоненко (7%).
Как видим, за месяц до выборов Виктор Янукович остаётся в лидерах президентской гонки и даже увеличивает свой отрыв от основного конкурента на выборах – Юлии Тимошенко.
С чем это связано? Конечно, с недовольством жителями Украины нынешней властью. Уже больше года основная часть работоспособного населения Украины ощущает на себе последствия экономического кризиса и, если Америка и Европа заявляют о том, что их экономика уже начинает выходить из кризиса, то украинской – ещё далеко до этого… Именно этим недовольны все украинцы!
Сократив свои штатные расписания, урезав зарплаты, убрав премии в начале 2009г. , перейдя на укороченные недели работы, украинские предприятия остались в этой же точке экономики. Новых рабочих мест практически не создаётся, многие, потерявшие работу, вынуждены уехать в Россию или Европу на заработки. Многие частные предприятия и предприниматели закрылись. За прошедший год ни исполнительная власть Украины, ни законодательная, ни Президент Украины, так и не предложила украинцам реального плана выхода отраслей экономики из кризиса, пустив всё на самотёк, управляя бюджетом «вручную», раздавая финансирование в виде отдельных подачек и, набирая внешних долгов, чтобы решить свои сиюминутные проблемы.
Кому же нужна такая власть? Только им самим, но никак не жителям Украины!
Поэтому и набирает голосов Виктор Янукович, с которым украинцы связывают улучшение диалога с Россией, стабильную внутреннюю и внешнюю политику, стабильность в экономике.
Его рекламная компания немного изменилась в лучшую сторону, убрали те недостатки, о которых я писал в первом обзоре.
Он - в более выгодной позиции, ведь критиковать всегда легче…
Но кроме предвыборных обещаний и критики нынешней власти, хотелось бы увидеть и услышать от лидера президентской гонки голоса его команды – специалистов, экономистов, министров, которые займут министерские кресла после победы их кандидата. Нужна публичная дискуссия с оппонентами, как вывести экономику Украины из кризиса и какими будут их первые шаги в случае выигрыша президентской компании? Каким должен быть бюджет 2010г. для Украины? И какой будет страна после выборов? Это немаловажно для нынешнего избирателя.
Набирает рейтинг Сергей Тигипко, по некоторым исследованиям он может даже выйти во второй тур, вытеснив Юлию Тимошенко. Сергей Тигипко, имея уже опыт президентской гонки, как помним в 2004г. он был руководителем избирательного штаба Януковича, а также опыт управленца и бизнесмена, грамотно построил свою рекламную компанию. Устав от постоянной «грызни» власть имущих, украинцы хотят иметь стабильную сильную власть. Именно такой лозунг взял себе на вооружение Сергей Тигипко: Сильный Президент – сильная власть! И главное - он сумел соответствовать своему образу – сильного и уверенного человека.
Добавило голосов Тигипко и его уверенные ответы журналистам в программе «Большая политика» (дважды), и то, что общество устало от постоянного конфликта «оранжевых» и «бело-голубых» и ищет третью силу, которая могла бы всё изменить. Если Тигипко и дальше сможет убеждать украинцев, что он сумеет сформировать новую, сильную, профессиональную команду единомышленников вокруг себя, то он может ещё дополнительно привлечь голосов избирателей на свою сторону.
Добавляет в рейтинге и Виктор Ющенко, объединяя вокруг себя сторонников «майдана», недовольных политикой Тимошенко. Но на антирекламе Тимошенко и правительства много не добавишь, ведь нынешний кризис в Украине напрямую связан с невозможностью нормальной совместной работы правительства и Президента на благо жителей Украины и её экономику.
А вот Арсений Яценюк наоборот, теряет избирателей, если в начале избирательной компании за него были готовы проголосовать 11-13% избирателей, то сейчас – около 6%. Как говорится – первый блин комом! Как мы уже отмечали в первом обзоре, Яценюк «раскрасил» свою президентскую компанию в военные краски, а нужно было просто оставаться самим собой. А бездарно потраченные деньги на эту президентскую компанию придется ведь отрабатывать, вот так молодые политики попадают в зависимость к крупному капиталу!
Прогнозируя развитие президентской гонки на следующие недели, можно с уверенностью сказать, что Юлия Тимошенко будет использовать все свои ресурсы для привлечения избирателей на свою сторону, уже сейчас она перешла на «личное» в борьбе с лидером – Виктором Януковичем.
Впереди новогодние праздники, окончание бюджетного года. Сможет ли правительство удержать финансовую ситуацию в стране, рассчитаться по внешним долгам, в том числе и за газ, будет ли в квартирах и домах украинцев тепло?
Всё это, безусловно, повлияет на выбор украинцев.
Что ж поживём – увидим.
Андрей Зацепин. 18.12.2009г.
|