С 1 января 2011г. в Украине вступает в силу закон о едином социальном взносе.Анализ закона.
8 июля 2010 г. Верховна Рада Украины перед уходом на летние каникулы приняла закон Украины N 2464-VI
«О сборе и учете единого взноса
на общеобязательное государственное
социальное страхование», который вступает в силу с 1 января 2011г.
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы
обеспечение сбора и учета единого взноса на общеобязательное
государственное социальное страхование, условия и порядок его начисления
и уплаты и полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение
учета.
Единый взнос на общеобязательное государственное социальное
страхования (далее - единый взнос) – это консолидированный страховой
взнос, сбор которого осуществляется в систему обязательного
государственного социального страхования в обязательном порядке и на
регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях,
предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов
их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим
видам общеобязательного государственного социального страхования.
Застрахованное лицо по этому закону- физическое лицо, которое согласно
законодательства подлежит общеобязательному государственному
социальному страхованию и платит (платила) и / или, за которое
оплачивается ли уплачивался в установленном законом порядке единственный
взнос.
Максимальная величина базы начисления единого взноса -
максимальная сумма дохода застрахованного лица, равный
пятнадцати размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц,
установленного законом, на которую начисляется единый взнос.
Минимальный страховой взнос – это сумма единого взноса,
которая определяется расчетно, как произведение минимального размера
заработной платы на размер взноса, установленного законом в месяц,
за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате
ежемесячно.
Исключительно этим Законом определяются:
- принципы сбора и ведения учета единого взноса;
- плательщики единого взноса;
- порядок начисления, исчисления и уплаты единого взноса;
- размер единого взноса и пропорции его распределения по видам
общеобязательного государственного социального страхования;
- орган, осуществляющий сбор и учет единого взноса, его
полномочия и ответственность;
- состав, порядок ведения и использования данных Государственного
реестра общеобязательного государственного социального страхования;
- порядок осуществления государственного надзора за сбором и ведением
учета единого взноса.
В ст.5 п.1 этого закона указано, что учет лиц, указанных в части первой статьи 4 настоящего
Закона, ведется в порядке, установленном Пенсионным фондом по
согласованию с фондами общеобязательного государственного социального
страхования. Также дан порядок постановки и снятия с учёта.
В ст. 6 закона определены права и обязанности плательщика единого взноса.
Вот некоторые права и обязанности.
1. Плательщик единого взноса имеет право:
1) бесплатно получать от территориального органа
Пенсионный фонд информацию, необходимую для выполнения обязанностей,
возложенных на плательщика согласно этому Закону, а также для
подтверждения поступления в Пенсионный фонд уплаченных плательщиком
сумм единого взноса;
2. Плательщик единого взноса обязан:
1) своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и
уплачивать единый взнос;
2) вести учет выплат (дохода) застрахованного лица и
начисления единого взноса по каждому календарному месяцу и
календарным годом, хранить такие сведения в порядке,
предусмотренном законодательством;
В статье 7 закона определена база начисления единого взноса.
Единый взнос начисляется:
- для плательщиков, указанных в пунктах 1 (кроме абзаца
седьмого), 2, 3, 6, 7 и 8 части первой статьи 4 настоящего Закона, -
на сумму начисленной заработной платы по видам выплат,
включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные
и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме,
определяются в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда"
( 108/95-ВР ), и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение
работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам;
- для плательщиков, указанных в пункте 4 части первой статьи
4 этого Закона, которые избрали упрощенную систему налогообложения, - на
суммы, определяемые такими плательщиками самостоятельно для себя и
членов семьи, принимающих участие в осуществлении ими предпринимательской
деятельности, но не более максимальной величины базы начисления
единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого
взноса не может быть меньше размера минимального страхового
взноса за каждое лицо;
- для лиц, работающих в сельском хозяйстве, занятые
на сезонных работах, выполняют работы (предоставляют услуги) по
гражданско-правовым договорам, творческих работников (архитекторов,
художников, артистов, музыкантов, композиторов, критиков,
искусствоведов, писателей, кинематографистов), и других лиц,
получающих заработную плату (доход) за выполненную работу (предоставленные
услуги), срок выполнения которых превышает календарный месяц,
единый взнос начисляется на сумму, которая определяется путем
деления заработной платы (дохода), выплаченной по результатам
работы, на количество месяцев, за которые она начислена.
Единый взнос начисляется на суммы, указанные в частях
первой и второй настоящей статьи, не уменьшенные на сумму отчислений
налогов, других обязательных платежей, которые в соответствии с законом
уплачиваются с указанных сумм, и на суммы удержаний, которые
осуществляются в соответствии с законом или по договорам займа,
приобретения товаров и выплат или на другие цели по поручению
получателя.
Перечень видов выплат, на которые не начисляется единый
взнос, утверждается Кабинетом Министров
Украины.
Единственный взнос не входит в систему налогообложения.
Налоговое законодательство не регулирует порядок начисления, исчисления
и уплаты единого взноса.
Единый взнос для плательщиков, указанных в пункте 1 (кроме
абзаца седьмого) части первой статьи 4 этого Закона,
устанавливается в процентах к базе начисления единого
взноса (за исключением вознаграждения по гражданско-правовым договорам)
по классам профессионального риска производства, к которым
отнесены плательщиков единого взноса, с учетом видов их
экономической деятельности.
То есть Ваш процент начисления(ставка отчисления) на доход, зарплату будет зависеть от вида деятельности предприятия или предпринимателя.
Платить будем от 34,7% до 49,7% на доход, зарплату. Таблицу Вы найдёте в законе. Также нужно зайти в начале нового года в своё отделение пенсионного фонда, чтобы указать свой основной вид деятельности и узнать процент отчислений.
Определение класса профессионального риска производства по видам
экономической деятельности осуществляется также Фондом социального страхования
от несчастных случаев в порядке, установленном Кабинетом Министров
Украина.
Субъект хозяйственной деятельности, осуществляющий хозяйственную
деятельность в нескольких видах экономической деятельности, при
определение размера единого взноса относится к классу
профессионального риска производства по основному виду экономической
деятельности.
Для плательщиков, указанных в пункте 1 (кроме абзаца седьмого)
части первой статьи 4 настоящего Закона (это большая часть плательщиков, в том числе и «упрощенцы» предприниматели) устанавливается единый взнос
в размере 34,7 процента вознаграждения по гражданско-правовым
договорам.
Власть не обошла стороной отдельные категории граждан.
Например, для плательщиков, которые работают на должностях, работа на которых
засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии
соответствии с законами Украины "О государственной службе" ( 3723-12 ),
"О прокуратуре" ( 1789-12 ), "О государственной поддержке средств
массовой информации и социальной защите журналистов "
( 540/97-ВР ), "О научной и научно-технической деятельности"
( 1977-12 ), "О статусе народного депутата Украины" ( 2790-12 ),
"О Национальном банке Украины" ( 679-14 ), "О службе в органах
местного самоуправления "( 2493-14 ), Таможенного кодекса Украины
( 92-15 ), Положение о помощнике-консультанте народного депутата
Украина, утвержденного Постановлением Верховной Рады Украины от
13 октября 1995 ( 379/95-ВР ), а также для летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов,
бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей)
и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах,
устанавливается единый взнос в размере 6,1 процента(!) определенной
пунктом 1 части первой статьи 7 этого Закона базы начисления
единого взноса.
Плательщики, которые работают по упрощенной системе налогообложения, а также самозанятые физические лица могут добровольно доплачивать в фонды соцстрахования по ВПТ, в фонд соцстрахования от несчастного случая,в фонд по безработице. Но тогда ставка начисления увеличивается с 34,7 процента до 36,6 , или 36,21, или 38,11 – с учетом всех фондов.
Суммы единого взноса распределяются по видам
общеобязательного государственного социального страхования
пропорционально суммам единого взноса (в процентах).
Предложения по изменениям размера единого взноса и пропорций его
распределения по видам общеобязательного государственного социального
страхования вносятся Кабинетом Министров Украины одновременно с
проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий год.
Сроки уплаты единого взноса определены ст.9 п.8 - Плательщики единого взноса обязаны уплачивать единый
взнос, начисленный за соответствующий базовый отчетный период, не
позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом.
При этом плательщики, указанные в пункте 1 части первой
статьи 4 настоящего Закона (работодатели , предприниматели), при каждой выплате заработной платы
(Дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого)
начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм
обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты единый взнос в
размере, установленном для таких плательщиков.
Базовым отчетным периодом является календарный месяц, а для
плательщиков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1
части первой статьи 4 настоящего Закона (предпринимателям на общей системе налогообложения) - календарный год.
При наличии у плательщика единого взноса одновременно с
обязательствами по уплате единого взноса обязательств по уплате
налогов, других обязательных платежей, предусмотренных законом, или
обязательств перед другими кредиторами обязательства по уплате
единого взноса выполняются в первую очередь и имеют приоритет перед
всеми другими обязательствами, кроме обязательств по выплате заработной
платы (дохода).
Лица, подлежащие обязательному государственному
социальному страхованию, получают удостоверение застрахованного
лица, которое является единым для всех видов страхования и документом
строгой отчетности.
Удостоверение застрахованного лица имеет номер, соответствующий
номера учетной карточки застрахованного лица в Государственном реестре и
не изменяется в течение всей жизни застрахованного лица.
Согласно статьи 24 п.1 этого закона Банки при открытии счетов обязаны требовать от
юридических и физических лиц, указанных в пункте 1 части первой
статьи 4 настоящего Закона, документы, подтверждающие их постановки на
учет в органе Пенсионного фонда как плательщиков единого взноса.
В статье 25 определены меры воздействия и взыскания.
В случае выявления своевременно не уплаченных сумм страховых
взносов плательщики единого взноса обязаны самостоятельно исчислить
эти взносы и уплатить их с начислением пени в порядке и размерах,
определенных настоящей статьей.
Суммы недоимки взимаются с начислением пени и
применением штрафов. На сумму недоимки начисляется пеня из расчета
0,1 процента суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.
В п.11 этой статьи указаны , какие штрафные санкции территориальный орган Пенсионного фонда применяет к
плательщику единого взноса.
Нужно знать, что срок давности по начислению, применения и
взыскание сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не
применяется.
Также в ст.26 п.1 определена административная ответственность плательщиков единого взноса за:
- нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты
единого взноса;
- непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной
форме отчетности относительно единого взноса;
- представление недостоверных сведений, используемых в
Государственном реестре, иных сведений, предусмотренных настоящим Законом.
Перерегистрацию проходить в ПФ не нужно. Пенсионный фонд совместно с фондами
общеобязательного государственного социального страхования и
Государственной налоговой администрацией Украины проводит сверку
плательщиков страховых взносов в порядке, установленном Пенсионным
фондом совместно с Государственной налоговой администрацией Украины по
согласованию с фондами общеобязательного государственного социального
страхования.
Андрей Зацепин 28.12.2010г.
Подпишись на рассылку "Дневник предпринимателя" от Андрея Зацепина.
Вы будете получать:
- Анализ изменений законодательства в предпринимательской сфере, малом и среднем бизнесе Украины.
- Разъяснения по отчетности, срокам и уплате налогов и сборов.
- Разъяснения положений Налогового кодекса Украины.
- Консультации по коммерческой деятельности, проверкам ГНА и других органов власти.
Никакого СПАМ! Рассылка только по теме предпринимательства! Самое важное и актуальное!
При подписке Вы также получите специальный бесплатный бонус - электронную книгу, которая рассказывает о многих способах заработка в сети Интернет.
Материалы по теме.
ГНА Украины дало разъяснение о применении упрощенной системы налогообложения в 2011г.
В. Янукович и Н. Азаров уступили требованиям малого и среднего бизнеса. Налоговый кодекс изменён.
Почему предприниматели-упрощенцы протестуют против принятия Налогового Кодекса?
Правительство Януковича-Азарова обязало предпринимателей - упрощенцев уплачивать страховые взносы в ПФ Украины.
Вернуться на главную
|