9.10.2009 Первая лунная база может быть построена в будущем в районе прицельного попадания в лунный кратер разгонного блока "Центавр" и научного зона НАСА LCPOSS, заявил журналистам в пятницу заведующий лабораторией спектрометрии космического гамма-излучения Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов.
Если вода в результате миссии LCPOSS будет обнаружена именно в этом районе, будет построена первая лунная база. "Сегодня был сделан первый исторический шаг по началу геологоразведки на Луне", - сказал он.
По словам Митрофанова, вода на Луне будет представлять собой не только важнейший ресурс для космонавтов. "Вода - это еще и кислород для обеспечения лунной базы, а также водород для ракетных двигателей", - добавил он.
Вместе с тем, ученый подчеркнул, что окончательную точку в вопросе, есть или нет вода на спутнике Земли, можно будет поставить лишь тогда, когда на поверхность Луны будет отправлена небольшая буровая станция и взята проба грунта.
"Окончательно точку в вопросе существования воды можно поставить тогда, когда следующая миссия будет отправлена на поверхность планеты с целью взятия пробы грунта, где в составе вещества может быть обнаружена вода", - уточнил Митрофанов.
В пятницу разгонный блок "Центавр", а следом за ним зонд LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Spacecraft) "врезались" в кратер "Кабеус" у южного полюса Луны. Точный район "лунной бомбардировки" был определен с помощью разработанного в ИКИ российского нейтронного детектора "ЛЕНД", смонтированного на космическом аппарате LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter). Прибор нашел место на дне полярного кратера, куда никогда не заглядывает Солнце и где наличие водяного льда наиболее вероятно.
Как предполагают ученые, Луна изначально представляла собой "сухой мир", однако лед на спутнике Земли мог появиться за счет "экспортных поставок" - его принесли с собой кометы, временами врезающиеся в поверхность Луны. Кроме того, на полюсах есть районы, где лед сконденсировался и сохранился в кратерах.
Первоначально предполагалось, что местом падения будет лунный кратер "Кабеус - А". Однако данные, полученные с помощью российского прибора "ЛЕНД", показали, что более выгодным местом является соседний кратер "Кабеус", где, согласно последним данным, наивысшая концентрация водорода, а значит - наибольшая вероятность присутствия водяного льда.
Запуск зондов - первый масштабный шаг НАСА в рамках новой лунной программы США. Затраты на создание аппаратов и подготовку миссии составили 583 миллиона долларов. Космические аппараты LRO и LCROSS были выведены в космос в конце июня 2009 года на американской ракете-носителе Atlas 5, оснащенной российскими двигателями третьей ступени РД-180 производства НПО "Энергомаш".
РИА Новости
Полёт на Луну.
40 лет назад нога человека нашей эры впервые ступила на другую планету!
21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу телекамера на борту лунного модуля американского корабля "Аполлон-11" показала миру, как Нил Армстронг выпрыгивает из люка и, будто в замедленном кино из-за слабого притяжения, опускается подошвами на грунт.
Радиоволны донесли до Земли слова астронавта: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".
Впоследствии выяснилось, что Армстронг сочинил их экспромтом.
Полёт на Луну.
За стартом наблюдал миллиард телезрителей.
"Аполлон-11" стартовал 16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по Гринвичу. В центре управления полетами в Хьюстоне присутствовали бывший президент Линдон Джонсон, вице-президент Спиро Агню и 75-летний патриарх ракетостроения немец Герман Оберт.
Миллион человек собрался вокруг космодрома на мысе Канаверал, чтобы своими глазами увидеть вонзающуюся в небо огненную стрелу, а по телевизору за стартом наблюдало около миллиарда людей.
Самый старый человек, живший в то время, - Чарли Смит, родившийся в 1842 году, - был приглашен на запуск ракеты к Луне и просто не мог поверить, что люди летят туда.
Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа 44 минуты 22 секунды полетного времени и проработал 347 секунд.
В 4 часа 30 минут полетного времени корабль начал самостоятельное движение к Луне.
Через 55 часов полета Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в спускаемый модуль. Третий астронавт, Майкл Коллинз, должен был ждать их на лунной орбите.
Через 76 часов после старта корабль достиг орбиты Луны, а через 100 часов модули были расстыкованы.
Прилунение было возможно в автоматическом режиме, но Армстронг еще на Земле решил, что на высоте примерно 100 метров возьмет управление на себя, сказав при этом: "Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки".
На лунной орбите.
Он как в воду глядел, потому что перейти на ручной режим пришлось даже раньше.
Во-первых, автоматическая программа вела корабль в заваленный камнями кратер диаметром около 180 метров. Армстронг перелетел его, чтобы избежать переворачивания при посадке.
Во-вторых, во время снижения бортовой компьютер по неизвестной причине зажег аварийный сигнал.
Оператор в Хьюстоне верно предположил, что лампочка загорелась из-за перегрузки компьютера, который должен был одновременно управлять посадкой и поддерживать связь с орбитальным модулем, и посоветовал Армстронгу и Олдрину не обращать на сигнал внимания (впоследствии он получил за это специальную награду NASA).
Лунный модуль опустился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу.
Армстронг передал: "Хьюстон", говорит База Спокойствия. "Орел" [позывные лунного модуля; орбитальному кораблю был присвоен позывной "Колумбия"] сел".
Чарльз Дьюк из Центра управления полетами ответил: "Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!".
Первые шаги.
Командир выбрал хорошее место для посадки.
По программе астронавтам перед выходом полагалось поспать, но они заявили, что все равно не уснут, и медицинский руководитель полета разрешил сначала погулять по Луне, а отдохнуть перед стартом.
Олдрин вышел через пятнадцать минут после Армстронга.
"Аполлон-11" пробыл на Луне 21 час 36 минут.
Армстронг оставался вне корабля 2 часа 10 минут, Олдрин - чуть больше полутора часов. Системы жизнеобеспечения в скафандрах были рассчитаны на четыре часа у каждого.
Первым делом астронавты опробовали разные способы передвижения по Луне, и нашли самым удобным обычную ходьбу.
Затем установили телевизионную камеру и американский флаг на проволочном каркасе (Конгресс еще до полета отверг идею NASA установить флаг ООН), в течение двух минут поговорили по радио с президентом Никсоном, собрали 24,9 кг лунных камней и грунта (при максимально допустимом весе 59 кг), установили два научных прибора - сейсмометр и отражатель лазерного излучения - и вернулись на корабль.
Пришлось повозиться с одной из двух солнечных панелей сейсмометра, которая автоматически не развернулась, и ее приводили в рабочее положение вручную.
Вернувшись на борт, астронавты выбросили наружу мешок с мусором (телекамера на поверхности Луны показала эту процедуру и была выключена), проверили бортовые системы, пообедали куриным супом, ветчиной и пирогом с финиками, проспали около семи часов (Армстронг в гамаке, подвешенном над кожухом двигателя взлетной ступени, Олдрин - свернувшись на полу), еще раз слегка перекусили, и в 17:57 21 июля дали старт.
К оставшейся на Луне посадочной ступени была прикреплена табличка с выгравированной картой полушарий Земли, словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества", и подписями всех трех астронавтов и президента Никсона.
Профессиональный риск.
Все понимали, что первые люди на Луне рискуют, но лишь через 30 лет, когда за истечением срока давности были опубликованы секретные документы Белого дома и NASA, сделалось ясно, насколько сильно.
Спичрайтеры Ричарда Никсона заранее написали президентское обращение к нации в случае гибели Армстронга и Олдрина.
"Судьба распорядилась так, что людям, полетевшим на Луну ради мирного ее освоения, суждено упокоиться там в мире. Их оплакивают их семьи и друзья; их оплакивает их отечество; их оплакивают народы мира; их оплакивает сама родина Земля, рискнувшая направить двоих своих сыновей в неизведанную даль. За ними последуют другие и непременно найдут дорогу домой", - говорилось в тексте речи, которая, к счастью, не была произнесена.
В частности, ученые весьма серьезно относились к метеоритной опасности. Многие полагали, что поверхность Луны находится под непрерывным обстрелом мелких частиц, а с учетом космических скоростей, даже пылинка обладает убойной силой крупнокалиберной пули.
В случае разгерметизации скафандра во время лунной прогулки астронавт мог прожить всего две минуты - недостаточно, чтобы добежать до корабля, подняться по лесенке и протиснуться в узкий люк.
Никто не знал, как пройдет прилунение аппарата весом в две с половиной тонны. Опоры могли провалиться в расселину или увязнуть в лунной пыли, либо отскочивший камень мог повредить топливный бак.
Но больше всего опасались, что лунный модуль не сможет взлететь из-за неисправности двигателя или бортовых систем. В этом случае астронавты были бы обречены на мучительное ожидание конца в течение примерно трех суток - пока не иссякнет воздух.
Как явствует из опубликованных документов, некоторых политических советников Никсона беспокоило, что астронавты, имея возможность все это время общаться с земными радиолюбителями, примутся проклинать правительство, пославшее их на гибель, и вообще наговорят лишнего.
Ходили слухи, будто на случай безвыходной ситуации Армстронга и Олдрина снабдили ампулами с ядом. Оба впоследствии категорически утверждали, что это досужая болтовня.
"В случае поломки двигателя астронавтам, вместо того чтобы думать о смерти, следовало бы оставшееся им время заниматься его починкой", - сказал Армстронг.
Между тем опасения были не напрасны. В 1965-1967 годах три двигателя, аналогичных тому, который использовался для старта лунного модуля, взорвались во время испытаний.
Когда летом 1968 года опытный экземпляр модуля доставили на космодром с завода компании Grumman Aerospace, специалисты NASA, по их словам, схватились за голову - так много было в нем недоработок. Конечно, за год их устранили, но полностью исключить неприятности никто не мог.
За шесть суток до старта была обнаружена течь в одном из баллонов со сжатым гелием, используемым для вытеснения окислителя из бака в маршевый двигатель первой ступени. Два техника залезли в бак и устранили ее, подтянув ключом обыкновенную гайку.
Первая лунная прогулка.
При посадке на Луне в топливопроводе посадочного двигателя образовалась ледяная пробка, и начало расти давление. Первые полчаса астронавты провели, ежесекундно ожидая взрыва. К счастью, все обошлось, труба выдержала, а поднявшееся солнце растопило пробку.
Но самое опасное "ЧП", едва не погубившее экспедицию, произошло при выходе из корабля. С трудом двигаясь в тесном отсеке в громоздких скафандрах, кто-то из астронавтов - вероятнее всего, Олдрин - задел одну из кнопок на пульте управления. Вернувшись на борт, путешественники сразу увидели на полу кусочек черной пластмассы.
Невероятно, но факт: из примерно двухсот кнопок и тумблеров пострадала именно та, которая включала зажигание двигателя для взлета с Луны, а дублирование ее не было предусмотрено!
Когда астронавты доложили о случившемся на Землю, в протоколе переговоров единственный раз за весь полет появилась запись: "Долгая пауза".
В конце концов, астронавты стартовали, потыкав в образовавшуюся дырку шариковой ручкой.
При этом им пришлось пережить неприятные минуты. Протокол сохранил слова Олдрина, несколько раз докладывавшего в Центр управления полетом: "No fire!" ("Нет зажигания!"). Оказалось, клапан гелиевого баллона во втором топливном баке не сразу сработал, и топливо не поступало в двигатель.
Путь домой.
Зато полет на Землю прошел без происшествий.
Стыковка с орбитальным модулем, где товарищей ждал Майкл Коллинз, состоялась примерно через три часа.
24 июля, через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции, "Аполлон-11" приводнился в Тихом океане в точке с координатами 13 градусов 30 минут северной широты и 169 градусов 15 минут восточной долготы.
Корабль перевернулся на воде вверх дном, но самостоятельно принял правильное положение после надувания специальных баллонов-поплавков.
Прибыл вертолет с находившегося в 20 км авианосца "Хорнет", и через 63 минуты после приводнения астронавты были на борту корабля.
Ученые очень боялись заражения неземными формами жизни. Один из спустившихся с вертолета в воду ныряльщиков - тот, которому предстояло открыть люк "Аполлона" - был одет в скафандр биологической защиты. Первым делом он передал внутрь три таких же скафандра, и обработал поверхность спускаемого отсека йодом.
На авианосце астронавтов сразу поместили в карантинный фургон. Даже президент, прибывший на борт, разговаривал с ними через герметичное стекло.
Звездные путешественники должны были провести в изоляции 21 день, но, поскольку никаких аномалий биологи не обнаружили, срок "заключения" немного сократили. Торжественная встреча в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе (астронавты перелетали из города в город на самолете) состоялась 13 августа.
Аэрокосмическое агентство США НАСА обнародовало отреставрированные видеозаписи первой высадки человека на Луну. Публикация видео приурочена к 40-летней годовщине этого исторического путешествия.
На записи запечатлены несколько моментов "лунной прогулки". В частности, первый шаг командира экспедиции Нейла Армстронга на поверхность спутника Земли.
Советские военные, инженеры и ученые, наблюдавшие в подмосковном центре управления полетами за высадкой на Луну американских астронавтов, встретили это событие молчанием, вспоминает один из участников советской лунной программы, академик Михаил Маров.
"Наблюдать это мне довелось в Центре управления полетами, в Королеве под Москвой. Эта информация не транслировалась по обычному телевидению, а передавалась на большой экран в ЦУПе. Мы наблюдали внимательно за всеми этапами полета, но кульминацией, конечно, была сама высадка", - сказал в интервью РИА Новости Маров, уже в те годы являвшийся одним из ведущих научных сотрудников Института прикладной математики имени Келдыша, где разрабатывалась советская программа исследования Луны.
Он вспоминает, что испытывал противоречивые чувства, которые, по его мнению, не отличались от ощущений коллег.
"Первое - это, конечно, восхищение - я вижу такое эпохальное событие, о котором несколько лет назад и мечтать-то было непросто. И, конечно, восторг, что это осуществилось при жизни моего поколения, что я это увидел, увидел своими глазами, - говорит ученый. - И одновременно второе чувство - а почему же не мы это сделали. Ведь мы тоже могли это сделать".
Однако внешне собравшиеся в ЦУПе не выражали своих эмоций. "В основном молчали. В тот период космос в очень сильной степени обеспечивался силами военных. Там было много военных, генералов, людей консервативных, жестко настроенных. Они молчали. Не было восторгов, аплодисментов", - вспоминает Маров.
По его словам, собравшиеся были профессионалами, которые понимали, какой это колоссальный труд, и насколько это громадное инженерное достижение.
"Хотя позднее стало ясно, что американцы несколько раз были буквально на грани срыва, в том числе в первом полете, но все-таки они обеспечили великолепную гибкость системы управления, был великолепно тренированный экипаж, который обеспечил выполнение программы, будем говорить, безукоризненное", - отметил академик.
В течение следующих трех с половиной лет американцы слетали на Луну еще шесть раз (один полет закончился неудачно из-за технической неполадки; астронавты облетели вокруг Луны и вернулись на Землю). В декабре 1972 года программу объявили завершенной.
Сейчас человечество живет днём сегодняшним, мало заботясь о своём будущем ; мы ведем войны, изобретаем оружие, которое способно уничтожить нашу цивилизацию;
истощаем недра своей планеты, разрушаем атмосферу Земли.
Человечеству нужна новая объединяющая идея, идея которая подняла бы нас на новый уровень понимания окружающего мира и пространства , которая бы вдохновила нас на создание нового мира сосуществования на Земле для нашей цивилизации!
Именно такой идеей может стать дальнейшее освоение космоса, полёты на Марс и другие планеты, познание других цивилизаций и понимание своего предназначения.
Андрей Зацепин 21.07.2009г. По материалам ВВС и РИА